Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Должностные обязанности ведущего специалиста (зав. канцелярией). Судья купит менеджера По организации ведения судебной статистики

Должностные обязанности ведущего специалиста (зав. канцелярией). Судья купит менеджера По организации ведения судебной статистики

размер шрифта

ПРИКАЗ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 22-08-2006 80 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ... Актуально в 2018 году

III. Должностные обязанности, права и ответственность администратора суда

3.1. По организационному обеспечению деятельности суда

3.1.1. По вопросам обеспечения безопасности судебной деятельности:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений суда кнопками тревожной сигнализации;

организация оборудования зданий (помещений) суда металлическими решетками на окнах и в дверных проемах, установки стационарного металлообнаружителя;

осуществление контроля за обеспечением и содержанием оборудования в камерах для подсудимых и помещениях для конвоя в надлежащем состоянии;

организация с работниками суда учебно-тренировочных занятий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.1.2. По организации ведения судебной статистики:

организация обеспечения суда бланками учетно-статистических документов;

координация работы отделов судебного делопроизводства по ведению первичного статистического учета и формированию статистической отчетности;

осуществление контроля за своевременным получением программных шаблонов утвержденных форм статистической отчетности, их установкой, своевременной отправкой, в том числе в электронном виде по каналам связи;

осуществление контроля за изучением работниками аппарата суда, ответственными за ведение судебной статистики, нормативных документов;

организация внедрения автоматизированных информационных систем по судебному делопроизводству, ведение базы данных о судимости.

3.1.3. По информационно-правовому обеспечению деятельности суда:

организация и контроль процессов информатизации в суде, поддержания в рабочем состоянии автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения, локально-вычислительной сети и каналов связи;

организация и осуществление контроля за соблюдением техники безопасности при эксплуатации компьютерного оборудования, пожарной безопасности в помещениях суда;

участие в принятии решения по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, принятие мер к их профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. По обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего суда в регионе; организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики данного суда (совместно со специалистом по кодификации);

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы по недоставкам;

осуществление контроля за заключением и исполнением договоров на оснащение суда справочными правовыми системами: Консультант, Гарант, Кодекс (совместно со специалистом по информатизации).

3.1.5. По организации делопроизводства и работы архива суда (во взаимодействии с начальником отдела делопроизводства суда):

осуществление контроля за организацией приема граждан работниками аппарата суда;

организация проверок состояния помещения и журнала учета, приема, хранения и уничтожения вещественных доказательств, поступающих в суд;

осуществление контроля за оборудованием (оснащением) помещения архива суда, а также за организацией его работы.

3.1.6. По организации медицинского обслуживания судей и членов их семей:

подготовка и направление в Судебный департамент (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов), в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) изменений (дополнения и исключения) в списках лиц, подлежащих страхованию;

организация приема в суде представителя страховой компании (не реже 1 раза в месяц);

принятие участия в межведомственных совещаниях;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с информацией Судебного департамента "О медицинском обслуживании судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей";

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента (администраторы верховных судов республик, областных, краевых и равных им судов), управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

3.1.7. По организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей:

осуществление сбора и обобщения заявок судей на санаторно-курортное лечение;

обеспечение своевременной выдачи санаторно-курортных путевок судьям и членам их семей, в случаях отказа от путевок по уважительным причинам - принятие своевременных организационных действий по передаче путевки другому лицу, имеющему право на санаторно-курортное лечение, либо извещение об этом страховой компании;

ежеквартальное представление в Судебный департамент (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов), а также в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) отчетов об использовании санаторно-курортных путевок, а также информации о размере компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение (в конце отчетного года);

ведение журнала отзывов судей и членов их семей о проведенном санаторно-курортном лечении;

своевременное информирование Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов) и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (администраторы районных судов) о претензиях к работе страховых компаний;

своевременное ознакомление судей (под роспись), в том числе пребывающих в отставке, членов их семей с письмом Судебного департамента "Об организации санаторно-курортного лечения судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, членов их семей, судей, пребывающих в отставке".

3.1.8. По страхованию жизни и здоровья судей:

информирование страховой компании в 3-дневный срок о наступлении страховых случаев (администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов) и незамедлительно управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (администраторы районных судов), оказание судье или члену семьи судьи помощи по сбору документов для оформления страхового случая с последующим направлением их в страховую компанию;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента "О страховании жизни и здоровья судей".

3.1.9. По страхованию имущества судей:

своевременное извещение председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда (администратор верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда) и начальника управления (отдела) в субъекте Российской Федерации (администратор районного суда) о наступлении страхового случая;

оказание помощи в подготовке необходимых документов;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента "О страховании имущества судей".

3.1.10. По организации материально-технического обеспечения деятельности суда:

определение потребности суда в материально-технических средствах (канцелярские товары, бланки, документы, предметы длительного пользования, расходные материалы и др.) при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами;

участие в разработке конкурсной документации для проведения тендеров по отбору поставщиков на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, контроль выполнения заключенных государственных контрактов, представление отчетов о проведении конкурсов (для администраторов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов);

участие в работе по заключению и исполнению договоров на поставку товаров, оказание услуг, в том числе коммунальных;

участие в составлении установленных отчетов-заявок на материально-технические средства и представление их в соответствующее подразделение Судебного департамента;

обеспечение контроля за сохранностью материальных ценностей и своевременностью представления отчетности об их использовании;

организация своевременного представления счетов на оплату коммунальных услуг, ведение текущего учета их поступления.

По организации обеспечения автотранспортом:

определение потребности в соответствии с руководящими документами, организация учета автотранспорта, запасных частей, оформление паспортной документации;

организация содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

проведение мероприятий по содержанию автотранспорта в исправном состоянии, организация прохождения технического осмотра, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта;

организация учета горюче-смазочных материалов, контроль списания горюче-смазочных материалов в соответствии с установленными нормами;

организация своевременного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

По организации обеспечения оргтехникой и средствами связи:

составление заявок на приобретение оргтехники и средств связи;

организация технического обслуживания и ремонта оргтехники, средств связи.

По организации обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами и металлообнаружителями, бытовыми предметами, приборами, мантиями судей и служебным обмундированием работников аппарата суда, имеющих классный чин:

организация обеспечения служебных помещений суда мебелью, сейфами, металлическими шкафами в соответствии с утвержденными нормами;

организация обеспечения действующих входов зданий судов стационарными и ручными металлообнаружителями;

организация обеспечения судов символами государственной власти в соответствии с утвержденными нормами;

обеспечение судей мантиями и служебным обмундированием работников аппарата суда, имеющих классный чин.

3.1.11. По организации строительства, ремонта, эксплуатации и технического обслуживания зданий (помещений) и сооружений суда:

организация работы по получению документов на отвод земель под строительство объектов;

подготовка документации по обоснованию строительства и исходных данных для составления задания на проектирование при строительстве зданий и сооружений для размещения судов;

принятие участия в работе комиссии по проведению конкурсов на выполнение подрядных работ по строительству и ремонту зданий и сооружений;

принятие участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию построенных (отремонтированных) зданий и сооружений;

осуществление контроля за качеством ремонтных и строительных работ;

организация подготовки зданий и сооружений для эксплуатации в осенне-зимний период;

осуществление постоянного контроля за техническим, санитарно-гигиеническим и противопожарным состоянием зданий и сооружений;

ведение учета потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными документами, осуществление контроля за своевременностью их оплаты;

разработка плана действий работников суда при возникновении чрезвычайных происшествий в зданиях (сооружениях) суда в рабочее и нерабочее время;

оформление правоустанавливающих документов на недвижимость и земельные участки судов;

организация подбора, подготовки и обучения персонала по охране и обслуживанию зданий суда, руководство его работой (по поручению председателя суда).

Администраторы верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов при строительстве или реконструкции зданий и сооружений судов оформляют разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также готовят проекты договоров:

с проектным институтом - на разработку проектно-сметной документации;

с областным (городским) Управлением капитального строительства - на исполнение функций по технадзору при разработке проектно-сметной документации и строительстве объектов;

на аренду помещений;

на коммунальные услуги и другие хозяйственные нужды;

подряда на ремонтно-строительные работы.

3.1.12. По разработке проекта сметы расходов суда:

сбор и обобщение предложений всех структурных подразделений суда (с участием хозяйственных служб) по формированию сметы расходов суда на очередной финансовый год;

формирование проекта сметы суда в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, и с выделением действующих (текущее финансирование) и принимаемых обязательств (дополнительные средства);

представление проекта сметы суда в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (администраторы верховных судов республики, краевых, областных и равных им судов), управление (отдел) Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации (администраторы районных судов).

3.1.13. По осуществлению контроля за соблюдением правил по охране труда, внутреннего трудового распорядка и техники безопасности:

организация условий труда и рабочего места работников аппарата суда.

3.1.14. По взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда:

организация взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов по проведению мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация взаимодействия с конвойными подразделениями по своевременному конвоированию подсудимых в судебные заседания;

организация взаимодействия с органами почтовой связи по своевременной доставке судебной корреспонденции;

иные организационные меры по обеспечению деятельности суда в соответствии с указаниями председателя суда.

3.1.15. Администратор суда обязан:

ежеквартально разрабатывать план своей работы, а также принимать участие в составлении плана работы суда в части организационного обеспечения деятельности суда, организации делопроизводства и работы архива;

составлять и своевременно представлять председателю суда и начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации отчеты о выполнении плановых мероприятий;

соблюдать правила и порядок работы с документами, сроки и качество их исполнения;

во взаимодействии с начальником (главным специалистом) отдела по делопроизводству осуществлять организацию делопроизводства суда и работы архива, оказывать работникам аппарата суда консультативную помощь в их деятельности;

соблюдать установленные в суде правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять иные поручения председателя суда и начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; при угрозе возникновения конфликта интересов сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.

3.2. Права администратора суда.

повышать свой профессиональный уровень.

3.3. Ответственность администратора суда.

3.3.1. Администратор суда несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за:

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений, ставших известных ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных.

3.3.2. Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор суда несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

Должностное лицо, назначаемое и освобождаемое от должности судебным департаментом или его органами по представлению председателя соответствующего суда и непосредственно подчиняющееся ему. А. с. призван под руководством председателя суда принимать меры по подготовке и проведению судебных заседаний, взаимодействованию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, предоставлению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, информационно-правовому оснащению судебной деятельности, строительству и ремонту зданий и т. д. (К. Г.)

Закон о Судебном департаменте (ст. 17-19) предусматривает введение в штаты всех гражданских судов общей юрисдикции должностных лиц, именуемых администраторами судов.

Администраторы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов должны назначаться начальником входящего в центральный аппарат Судебного департамента главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов - начальниками местных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей соответствующих судов. В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах).

Администраторы подчинены председателям "своих" судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна протекать под контролем органов Судебного департамента и во взаимодействии с ними.

Основная задача - освобождение председателей судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организационной работы. К их обязанностям отнесены, к примеру, следующие:

Принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

Взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

Обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания санаторно-курортного лечения;

- осуществление информационно-правового обеспечения деятельности суда;

- организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

Организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;

- организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

77) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.


Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. ФСИН России является юридическим лицом и имеет свою печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

И. Корякин, начальник управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Для успешной реализации задач по всестороннему обеспечению работы судов необходимо было создать некое связующее звено, которое позволило бы не только видеть, так сказать, ситуацию изнутри, оперативно реагировать на наиболее актуальные и острые проблемы, возникающие в процессе функционирования суда, но и, прежде всего, освободить председателей судов от выполнения несвойственных им административно - хозяйственных обязанностей. Таким связующим звеном и становятся постепенно администраторы судов. С одной стороны, они являются работниками системы Судебного департамента, а с другой - работают под непосредственным руководством председателя суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" предусмотрены должности - "администратор Верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа)" и "администратор районного суда". Администратор является государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, непосредственно реализующим задачи Судебного департамента по организационному обеспечению деятельности соответствующего суда общей юрисдикции.

Названный законодательный акт четко определяет порядок назначения администраторов судов, перечень их должностных функций, подчиненность и подконтрольность. Вместе с тем вопросы осуществления их полномочий во взаимодействии с управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации изложены в Законе лишь в самом общем виде.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. полномочия администратора очерчены достаточно широко. Он принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Например , работа администратора по организационному обеспечению подготовки и проведения судебных заседаний включает в себя такие мероприятия: ежемесячная подготовка общего расписания судебных заседаний по суду; еженедельный контроль количества рассмотренных, отложенных, прекращенных, направленных по подсудности дел, а также вызовов участников процесса, народных и присяжных заседателей в судебное заседание и подготовка соответствующей информации председателю суда; взаимодействие со старшим судебным приставом соответствующего подразделения судебных приставов по вопросам обеспечения безопасности при проведении судебных заседаний, доставки подсудимых и принудительного привода лиц, не явившихся в судебное заседание; подготовка залов судебных заседаний к работе и многое другое.

В этой связи перед управлением Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) встает целый ряд организационно - правовых задач, которые необходимо решать. Это, например, организация рабочего времени администраторов; определение основных качественных параметров планирования их работы; практическая отработка системы взаимодействия администраторов как с работниками различных служб аппаратов судов, так и отделами управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия); отыскание оптимального соотношения подчиненности администраторов председателям соответствующих судов с их одновременной подконтрольностью управлению Судебного департамента; поиск оптимальной модели профессионального обучения администраторов судов.

Таким образом, администратор суда призван выполнять двойную функцию - освобождать время судьи, необходимое ему для ведения судебной деятельности, и вносить в судебную деятельность профессиональный уровень управления. В судах, где административная поддержка недостаточна, судьям приходится распределять время на выполнение судебных и административных функций. В пореформенных условиях возрастающей нагрузки у судей остается мало времени для решения каждодневных организационных вопросов и разработки новых процедур, способствующих усовершенствованию процесса отправления правосудия. Позитивное влияние на судебную деятельность и ее финансирование может оказать участие администратора в координировании рабочих процессов, разработке задач суда, внесении изменений в распределение нагрузки, управлении кадровой системой, распределении и использовании средств федерального бюджета.

Нет необходимости доказывать, что неуклонное следование нормам Конституции РФ, законов, подзаконных актов и предписаний - один из основных факторов успеха деятельности администратора, который, в свою очередь, требует наличия определенных профессиональных качеств и навыков в проведении контрольно - ревизионного процесса.

В процессе реализации Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и приказа Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13 января 2000 г. "О введении должности администратора суда и повышении эффективности работы по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции" в нашей Республике приступили к работе 35 администраторов районных и городских судов.

При подборе администраторов судов были выдержаны требования Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Условия же для реализации администратором своих полномочий складываются из нескольких составляющих. Это наличие у него необходимых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, создающих мотивацию его успешной работы; наличие надлежащих условий для реализации своих полномочий; направляющее воздействие со стороны председателя суда и управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Остановимся более подробно на перечисленных составляющих, из которых вытекают основные задачи и пути их решения.

Аксиомой является тезис о том, что успех любого дела, прежде всего, зависит от того, насколько человек, им занимающийся, обладает достаточными знаниями, умениями и навыками, а также личными качествами. В рассматриваемой нами ситуации существенный отпечаток на требования, предъявляемые к кандидату на должность администратора суда, накладывает то обстоятельство, что спектр его полномочий настолько широк, а решаемые им задачи настолько разноплановы, что требуется универсальный специалист, обладающий познаниями в различных областях деятельности.

Согласно нормативным документам должность администратора суда отнесена к старшим государственным должностям федеральной государственной службы категории "В". К ней предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по специальности; стаж и опыт работы по специальности не менее трех лет; необходимый уровень знаний законов применительно к исполнению должностных обязанностей.

Если учесть то обстоятельство, что ряд районных судов расположен в населенных пунктах, где людей с высшим образованием не так много, а те, которые есть, как правило, уже имеют работу, то поле для поиска достойного кандидата невелико. С учетом того, что согласно ст. 19 Закона от 8 января 1998 г. администратор назначается на должность начальником управления Судебного департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего суда, выработка изложенных выше рекомендаций по подбору кандидатов на должность администраторов является одной из задач управления.

Проведенная нашим управлением работа нашла свое отражение в методических рекомендациях по подбору кандидатов на должность администратора районного и городского суда, которые в январе 2002 г. вместе с соответствующим распоряжением направлены в суды для реализации. Практика показала, что, какова бы ни была подготовка кандидата на должность, исполнение столь специфических должностных обязанностей требует как первоначального обучения, так и постоянного повышения профессионального уровня в последующем. Организация и проведение этой учебы всецело ложится на управление Судебного департамента. Начальники отделов Управления систематизируют информацию и готовят планы обучения администраторов в требуемом объеме. Другой важной составляющей является наличие надлежащих условий для реализации администратором своих полномочий.

Столь существенные профессионально-целевые задачи обязывали нас разработать эффективные меры по организационному обеспечению деятельности администраторов, с тем чтобы они не превратились в заурядных "завхозов", чтобы не была скомпрометирована сама идея введения должности администратора суда.

В связи с этим при организации работы администратора пришлось решать вопросы, связанные с обеспечением последовательности совмещения этих функций, т.е. с планированием работы администратора. Изучение положений закона, регламентирующих его работу, позволяет сделать вывод, что реализация его полномочий в значительной мере предполагает использование сотрудников аппарата суда. Председатели судов, исходя из конкретной ситуации, наличия в штате младшего обслуживающего персонала, осуществили распределение всего комплекса задач, решаемых в процессе повседневной деятельности между сотрудниками, что нашло отражение в их функциональных обязанностях.

Как уже говорилось, одной из составляющих является направляющее воздействие на данную категорию служащих со стороны председателей судов и аппарата управления. Эта задача решается путем разработки и направления в суды методических рекомендаций по конкретным направлениям работы; постановки конкретных вопросов, требующих решения, и контроля за их исполнением; анализа результатов работы и выработки рекомендаций, направленных на их улучшение. Как выяснилось, председатели некоторых судов имеют свое особое представление о роли администратора. Порой это представление не в полной мере соответствует требованиям, содержащимся в законе, что ставит перед управлением еще одну задачу - проведение разъяснительной работы с председателями судов, направленной на четкое определение места администратора и установление правильных взаимоотношений между ними.

Анализ деятельности администраторов высветил несколько проблем, требующих решения. В частности, принадлежность администраторов к штатам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации вызывает немало нареканий. Они связаны с двойной подчиненностью администраторов - с одной стороны, председателю соответствующего суда, а с другой - в форме подконтрольности - управлению (отделу) Судебного департамента. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделений Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, создает сложности во взаимоотношениях администратора и работников аппарата суда. Возникает также немало вопросов, связанных с порядком учета их рабочего времени, начисления и выплаты денежного содержания, предоставления отпусков, вынесения поощрений и наложения взысканий, увольнения с занимаемой должности и т.д.

Нельзя не упомянуть также и о том, что само название должности - "администратор" вызывает психологическое неприятие у значительного числа председателей судов и работников системы Судебного департамента. Думается, оно обезличивает и принижает роль этого специалиста. Представляется целесообразным заменить название "администратор суда" на иное, более соответствующее характеру решаемых задач и осуществляемых функций данным должностным лицом (например, координатор работы суда).

Разнообразие полномочий администратора суда, разветвленность организационных механизмов их реализации, некоторая неопределенность должностного статуса и новизна данного института требуют корректировки в ходе практической работы. Однако сегодня можно с полной уверенностью констатировать: несмотря ни на что, институт администраторов судов создан и активно функционирует, создавая условия для эффективного осуществления правосудия.

Судебную систему реформируют на разных уровнях. Пока юридическое сообщество пристально наблюдает, во что выливается " ВС и ВАС, изменения ждут и судейских чиновников, с появлением которых были связаны надежды на освобождение председателей судов от непрофильных обязанностей. С одобрения Совета судей корректировке подвергнутся законы о судах общей юрисдикции, о военных судах, о Судебном департаменте и пара президентских указов. Новая реформа нужна, потому что предыдущая не сработала. Юристы, хорошо знающие судебную систему, но стоящие чуть в стороне, одобряют нововведения.

Заседавший на прошлой неделе Совет судей утвердил разработанную Судебным департаментом при Верховном суде "Концепцию реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции". Как объясняют авторы документа, должности этих судейских чиновников создавались для разгрузки председателей судов общей юрисдикции - их хотели избавить от обязанностей организационного характера. В реальности этого не произошло.

Более того, произошла еще большая путаница: согласно закону о Судебном департаменте, администраторы судов находятся в ведении этого ведомства и его территориальных органов, но фактически они одновременно подчиняются и главам судов. Такое положение этой фигуры авторы концепции называют "двойственным" и "межведомственным". Решить проблему они предлагают достаточно просто - исключить должность администратора суда из номенклатуры Суддепа и ввести ее в аппарат суда. Однако произойдет это только в областных и равных им судах, поскольку районные юридическими лицами не являются, а значит, представлять их по-прежнему должен Судебный департамент в лице администратора. Кроме того, авторы концепции также предлагают ввести в областных судах должность руководителя аппарата и законодательно закрепить функционал этой фигуры.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются администраторы судов - "неограниченность объема его полномочий". Сейчас эти чиновники занимаются обеспечением безопасности судов, ведением статистики, информационно-правовым обеспечением судов и судей, организацией делопроизводства и архива судов, контролируют вопросы медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей и их семей и массой другой работы - от строительства и ремонта до взаимодействия с адвокатурой и правоохранительными органами. Это приводит к тому, что функционал администратора во многом пересекается с обязанностями работников аппарата суда, в то время как полномочий руководить последним у администратора нет.

Поэтому авторы концепции предлагают оставить за администраторами исключительно функции материально-технического, хозяйственного обеспечения и вопросы безопасности судебной деятельности. Реформаторы также предлагают повысить правовой статус администраторов. Например, за счет того, чтобы приравнять эту должность к руководящей.

Еще одна, вполне распространенная для работников суда проблема, на которую указывают авторы концепции - низкая зарплата администраторов. А потому их оклады должны быть повышены, считают в Суддепе. Как и требования к администраторам - их квалификация должна стать выше, а требования к претендентам на эту должность должны стать более строгими (подробностей, правда, авторы концепции не раскрывают).

Члены судейского сообщества реформу поддерживают. Так, член Совета по правам человека, судья Мосгорсуда в отставке, заслуженный юрист Сергей Пашин называет предложения Суддепа "вполне разумными". "Должность администратора напоминает должность "старшего клерка" в американских судах", — разъясняет Пашин. Он согласен с тем, что существующее ныне двойное подчинение администратора "создает проблемы и ему, и председателю суда". Также Пашин поддерживает идею повысить и статус администратора, и уровень его заработка. "Это будет не лишним", — уверен юрист. Судья в отставке и действующий адвокат Борис Замай также считает реформу полезной и полагает, что, конечно, председатели судов не должны решать хозяйственные вопросы. "Что и где покрасить, например", — иронизирует Замай.