Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Полная материальная ответственность водителя. Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме

Полная материальная ответственность водителя. Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме

Многие сотрудники, работающие водителями в самых различных организациях, несут прямую ответственность за надлежащее обращение с доверенным им транспортным средством. Основная функция такой ответственности направлена, прежде всего, на последующее материальное возмещение, в том случае, если машине будет причинен вред или серьезный ущерб.

Однако следует помнить о том, что взыскание конкретной суммы в качестве компенсации будет правомерным лишь в том случае, если факт причинения вреда конкретным работником будет действительно доказан. Причем доказательства обязательно должны быть выражены в наличии определенных подтверждающих документов.

Статья 224 ТК РФ предусматривает возможность заключения договора о материальной ответственности с сотрудником, которому, на время исполнения его профессиональных обязанностей вверяется определенное имущество, включая и транспортное средство.

При этом установленная ответственность может являться как полной, так и частичной либо ограниченной.

Какой договор может быть заключен между сторонами?

Ответственность в отношении транспортного средства может наступить лишь в том случае, если предварительно между сторонами был заключен отдельный договор. Многие работодатели пытаются взыскать материальную компенсацию, мотивируя это тем, что сотрудник работает в данной организации, а это значит, что он по умолчанию будет нести ответственность за доверенное ему транспортное средство. Такой подход является в корне неверным. При отсутствии отдельного договора у работодателя пропадает любая возможность высказывать претензии в адрес водителя и требовать с него выплаты компенсации.

Если же действующий договор об установлении материальной ответственности имеется, работник будет обязан выплатить компенсацию, вне зависимости от причин, по которым наступила порча автомобиля.

Точная сумма компенсации также будет зависеть от положений договора, а также от того, какая именно ответственность устанавливалась в отношении конкретного сотрудника. Если она была полной - виновное лицо будет обязано возместить убытки в 100% размере. Если же ответственность была частичной - вред компенсируется в соответствии с текущим уровнем заработной платы виновного сотрудника.

Действующие законодательные нормы также устанавливают и дополнительную защиту прав работников, включая и водителей, которые несут ответственность за транспортное средство, принадлежащее организации. Эта защита выражается в определенных ограничениях относительно точной суммы и особенностей денежного взыскания, например:

  1. Работодатель не сможет потребовать параллельное возмещение и упущенной выгоды - ответственность сотрудника будет распространяться исключительно на фактический вред, который был причинен транспортному средству. Например, если порча автомобиля привела к убыткам, которые понес работодатель, эти убытки фигурировать в наказании не могут.
  2. Ответственность водителя распространяется исключительно на прямой ущерб. То есть, если по причине порчи машины произошла, например, небольшая авария, водитель будет обязан возместить денежные средства только за машину работодателя.
  3. Установление полной ответственности в отношении сотрудника будет возможно далеко не всегда. Для этого требуется, чтобы его должность попадала в специальный список, принятый действующими законодательными нормами.
  4. Если в отношении сотрудника была установлена частичная ответственность, размер последующих выплат будет строго ограничен суммой регулярного оклада сотрудника. На это необходимо обратить пристальное внимание, ведь превышение максимального размера взыскания чревато для работодателя серьезными проблемами, вплоть до отстранения от должности и наложения достаточно крупного денежного штрафа.

Содержание и главные особенности договора

Индивидуальных требований к договору об установлении ответственности за вверенное транспортное средство не имеется. Можно использовать типовую форму, которая разработана не только для водителей, но и для других материально-ответственных сотрудников.

Однако всегда следует обращать внимание на наличие в договоре главных пунктов:

  • указание порядкового номера документа в соответствии с внутренней системой делопроизводства в конкретной организации, а также даты его составления;
  • далее обязательно должна быть указана подробная информация о сторонах трудовых отношений - сотруднике и его работодателе. В отношении последнего обязательно должен быть отмечен и документ, дающий полномочия на подписание договора. Чаще всего таким документом является действующий устав организации либо доверенность;
  • далее в договор следует включить полный список прав и обязанностей каждой из сторон.

Сотрудник несет прямую ответственность за состояние вверенного ему транспортного средства, а также за возмещение ущерба, в том случае, если машине будет причинен вред - намеренно, либо по неосторожности.

В список основных обязанностей работника будут входить следующие:

  • аккуратное обращение с доверенным ему транспортным средством;
  • своевременное оповещение работодателя об определенных происшествиях либо обстоятельствах, которые имеют прямое отношение к текущему состоянию и сохранности транспортного средства;
  • выполнение определенных мероприятий и участие в организуемых проверках исправности и общего состояния транспортного средства.

Помимо самого автомобиля, в отдельных случаях работник может нести ответственность и за ценности, которые находятся в нем. Однако данный факт обязательно должен быть зафиксирован документально.

Основные обязанности работодателя будут заключаться в:

  • предоставлении сотруднику всех требуемых условий для того, чтобы он полноценно мог осуществлять свою профессиональную деятельность, в соответствии с должностной инструкцией;
  • своевременное ознакомление сотрудника с действующими положениями в отношении правил использования транспортного средства, а также иных нюансов обращения с ним;
  • регулярное проведение необходимых проверок и оценки текущего состояния автотранспортного средства с целью исключения неожиданных поломок и чрезвычайных ситуаций на дороге.

В договор об установлении материальной ответственности также должны быть включены и все необходимые условия о размере компенсации, которую виновное лицо будет обязано выплатить другой стороне. В целях защиты прав сотрудника, в договор обязательно нужно включать сведения о том, что он не может нести ответственность за ущерб, произошедший не по его вине, а по причине неправомерных действий со стороны других лиц.

Последним этапом становится указание порядка расторжения договора, а также внесения в его содержание изменений. Заканчиваться текст документа должен наличием подписей сторон, а также проставленной печати организации.

Иные важные нюансы

Следует помнить о том, что полная ответственность может быть назначена только в том случае, если водитель занимается перевозкой крупных ценностей или денежных средств. В том случае, если в его обязанности будет входить исключительно управление автомобилем, установление полной ответственности будет невозможным. Работник будет обязан лишь возместить ущерб за порчу самого транспортного средства.

Как уже было отмечено выше, трудовой договор и договор об установлении материальной ответственности являются двумя абсолютно разными документами. Для полноценных трудовых отношений они оба должны иметься в наличии. Только в этом случае работодатель действительно сможет рассчитывать на получение компенсации, если автомобилю организации будет нанесен ущерб.

Установление точной суммы ущерба, как правило, осуществляется специальной комиссией, которая также принимает участие и в расследовании обстоятельств произошедшего. С работника может быть взыскана определенная сумма только в том случае, если его вина действительно была доказана.

Если же сотрудник считает, что взыскание с него денежных средств было осуществлено неправомерно, он имеет полноценную возможность для обращения в суд. В том случае, если его требования будут удовлетворены, действия работодателя признаются неправомерными. В данной ситуации руководитель организации будет обязан возвратить ранее взысканную сумму в установленные судом сроки.

Договор о материальной ответственности с водителем - это соглашение между работником и работодателем о том, что работник (в данном случае водитель) обязуется возместить убытки за вверенное ему имущество (транспортное средство).

В нашем случае такое соглашение заключат только с инкассатором, экспедитором или водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей, как правило, на грузовом автомобиле. В остальных случаях договор юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).

Какая ответственность бывает

Статья 243 Трудового кодекса РФ гласит: договор о полной матответственности может быть заключен не со всеми, а только с определенными категориями работников.

Законодательство определяет, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб. При этом ответственность бывает:

  • ограниченная;
  • полная.

Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он обязан полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).

Однако, законодатель исходит из того, что честный труженик чаще всего наносит вред в результате отсутствия предусмотрительности или небрежности. Случаи, когда работник несет полную материальную ответственность, предполагают некие исключительные обстоятельства, например, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение преступления и т.д. Работник отвечает в полном объеме, даже если договор о полной материальной ответственности не заключен.

Если вы в “Перечне…”, значит материально ответственны

Также полная матответственность наступает у представителей тех должностей, которые непосредственно допущены к ценностям и денежным средствам. С ними соответствующее соглашение, образец которого скачаете ниже, заключается в обязательном порядке. Есть даже специальный перечень должностей, с представителями которых работодатель вправе заключать договор о полной матответственности. Он содержится в «Перечне должностей и работ… », утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Эти лица несут индивидуальную ответственность, что вполне логично, ведь им конкретно вверены ценные вещи. Каждый способен представить, какие это профессии — кассир, бухгалтер, экспедитор.

Какой водитель автомобиля обязан скачать образец соглашения

  • должность сотрудника включена в указанный Перечень;
  • он допущен к материальным ценностям непосредственно.

Сразу скажем, что такая должность, как «водитель» не содержится в Перечне, в этом документе есть только указание на инкассатора. Таким образом, соглашение, предусматривающее, что водитель отвечает полностью за вред, причиненный автомобилю, по своей сути не соответствует законодательству и даже в случае его заключения признается незаконным, что соответствует судебной практике.

Водитель отвечает за груз или за грузовой транспорт?

Итак, в каких же случаях может быть заключен договор о полной матответственности с представителями этой профессии тогда, когда совмещаются функции по управлению автомобилем с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо является еще и инкассатором, экспедитором или просто занимается транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, но и их выдачей, хранением, учетом.

Однако, надо учесть, что отвечает сотрудник за груз, а не за грузовой транспорт. Грубо говоря, договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это не важно) не имеет силы, даже если происходит подобное совмещение.

Почему - обосновано выше: такой профессии в Перечне, утвержденном Правительством, не содержится. Поэтому, при причинении вреда грузовому транспорту, полностью возмещать вред водитель не обязан - это риск нанявшей его компании. Исключение: работник создал ДТП намеренно в результате преступления.

Реквизиты соглашения и образец

Типовая форма подобного соглашения утверждена Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование ее желательно, так как некоторые проверяющие органы (Трудовая инспекция, например) настоятельно рекомендуют такой образец.

Договор с водителем экспедитором о материальной ответственности можно скачать, образец представлен ниже. Обязательные реквизиты вполне стандартны: наименования и данные стороны, время и место заключения. В этом случае о полной матответственности говорится отдельно.

Образец соглашения о полной матответственности экспедитора

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором . В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

    Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно (по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе .

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей , поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Заключение

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Материальная ответственность сотрудника определяет механизм возмещения вреда, нанесенного имуществу предприятия. По действующему трудовому законодательству работник считается материально ответственным лицом и обязуется компенсировать ущерб, нанесенный по его вине. Это касается и тех, кто занимает должность водителя.

Понятие материальной ответственности водителя

Согласно ст. 243 ТК , соглашение о полной ответственности заключается с лицами, занимающими определенные должности. В эту категорию не входят водители, кроме инкассаторов, экспедиторов и занимающиеся перевозкой материальных ценностей. Перечень должностей утвержден постановлением Минтруда РФ № 85 , и в случае несоответствия с ним оформленный контракт о матответственности не будет юридически действительным.

Для таких ситуаций существует понятие ограниченной ответственности сотрудников, оговоренное статьей 241 ТК . При ее наступлении возмещение потерянных активов возможно в размерах, не превышающих . Такой вариант наиболее распространен при составлении договора материальной ответственности за грузовой автомобиль. Он возлагает на водителя обязанности по сохранности служебного автомобиля.

Права и обязанности водителя

Перечень обязанностей шоферов, помимо управления транспортом, может содержать и другие функции. Для их упорядочивания между работником и руководителем заключается договор, в котором описываются детали сотрудничества, права и обязанности сторон, должностные функции.

Договор на матответственность в этом случае включает:

  • доставку груза от пункта приема до конечной точки;
  • ремонт ТС в дороге (при возникновении необходимости);
  • заправку машины;
  • контроль погрузки и выгрузки товара.

Должность экспедитора подразумевает дополнительные обязанности. Он контролирует:

  • качество перевозимого товара;
  • целостность упаковки;
  • особый режим транспортировки для конкретных грузов (опасные вещества);
  • документальное оформление при обнаружении недостачи, порчи товара и иного вреда.

ВАЖНО! Перечисленные обязанности должностных лиц будут актуальными только при наличии . Если перевозка груза осуществлялась без документа, то в случае нанесения урона водитель не обязан его возмещать. Трудовой контракт не является основанием для привлечения к ответственности.

Какой ущерб возмещает водитель

Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:

  • умышленная порча имущества;
  • причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
  • признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
  • преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
  • административный проступок (при установлении вины государственным органом).

Взыскание компенсации с провинившегося лица производится в полном объеме в течение 30 дней после расчета суммы понесенного ущерба.

ВАЖНО! При истечении срока возмещения вреда или отказе работника выплачивать установленную сумму (если размер выплаты превышает среднюю заработную плату виновника) взыскание возможно исключительно через суд.

Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора подразумевает не только возмещение урона ТС, но и ответственность за материальные блага, перевозимые в машине. При этом гражданин будет отвечать только за те ценности, которые прописаны в сопроводительном документе и договоре.

Договор о полной материальной ответственности водителя

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ . Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО! Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Требования к оформлению

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Может ли водитель быть материально ответственным лицом? Можно ли с ним заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, если за ним закреплен служебный автомобиль?

Работодатель не вправе заключить договор о полной материальной ответственности с водителем, поскольку должность (работа) водителя не указана в перечне работ (должностей), с работниками по которым могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 244 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» функции по разработке соответствующих документов делегированы Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автотранспорт - правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

2. Материальная ответственность водителя автомобиля

Материальная ответственность водителя автомобиля.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 - 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.