Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Психологическая теория происхождения государства. Презентация на тему "теории происхождения государства" Патриархальная теория происхождения государства презентация

Психологическая теория происхождения государства. Презентация на тему "теории происхождения государства" Патриархальная теория происхождения государства презентация

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Патриархальная теория Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Фильмер. Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т. е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. По мнению Г.Ф. Шершеневича, "патримониальная теория стремилась вывести государственную власть из права собственности, чтобы обосновать "собственное право" государя. Но где нет государства, не может быть и права поземельной собственности, потому что некому было установить и охранять права. Патримониальная теория поневоле должна была искать опоры в естественном праве, против которого она выступала. В действительности было не право собственности, а было насильственное обладание, приобретенное и охраненное собственной силой. Поэтому патримониальная теория, с точки зрения исторической действительности, передвигается в теорию завоевательного происхождения государства". Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.)С. 256

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 2

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Общая характеристика Далее Выход Назад

Слайд 3

Теория Гуго Гроция Содержание Теория Томаса Гоббса Теория Джона Лока Теория Жан-Жака Руссо Теория Евгения Дюринга Теория Людвига Гумпловича Теория Карла Каутского Теория Тарда Теория Николая Коркунова Теория Льва Петражицкого Либертарно-юридическая Патримониальная теория Древнегреческая теория Древнеиндийская теория Древнекитайская теория Теологическая теория Теол. теория в условиях современности Патерналистская теория Патриархальная теория I Теория Огюста Конта Теория Герберта Спенсера Другие теории Государство по Энгельсу Государство по Ленину Патриархальная теория II Выход Назад

Слайд 4

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в Древнегреческая теория Выход Содержание форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Слайд 5

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба. Древнеиндийскаятеория Древнекитайская теория Выход Содержание Индра Император

Слайд 6

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Теологическая теория Выход Содержание

Слайд 7

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая теория в условиях современности Жак Маритен Выход Содержание

Слайд 8

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм Патерналистская теория Выход Содержание Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Слайд 9

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. Патриархальная теория I Выход Содержание

Слайд 10

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Патриархальная теория II Выход Содержание

Слайд 11

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса». Теория Огюста Конта Выход Содержание

Слайд 12

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, Теория Герберта Спенсера Выход Содержание возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Слайд 13

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п. Теории других представителей органической школы Выход Содержание

Слайд 14

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила. Государство по Энгельсу Выход Содержание

Слайд 15

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Государство по Ленину Выход Содержание

Слайд 16

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества). Теория Гуго Гроция Выход Содержание

Слайд 17

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из Теория Томаса Гоббса него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Выход Содержание

Слайд 18

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Теория Джона Локка Выход Содержание

Слайд 19

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Часть 2 Теория Жан-Жака Руссо Часть 1 Выход Содержание

Слайд 20

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Теория Жан-Жака Руссо Часть 2 Часть 1 Выход Содержание

Слайд 21

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. Теория Евгения Дюринга Выход Содержание

Слайд 22

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Теория Людвига Гумпловича Выход Содержание

Слайд 23

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Теория Карла Каутского Выход Содержание

Слайд 24

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики. Теория Льва Петражицкого Выход Содержание

Слайд 25

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Теория Николая Коркунова Выход Содержание

Слайд 26

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство. Теория Тарда Выход Содержание

Слайд 27

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Иные теории происхождения государства Либертарно-юридическая теория Выход Содержание

Слайд 28

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Патримониальная теория Выход Содержание

Слайд 29

Автор Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан. Материалы - www.ru.wikipedia.org Музыка – Сергей Ущиповский - Бег облаков (Альбом «Баланс Элементов») Январь.2010 год Главная Выход Содержание

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

3 слайд

Описание слайда:

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить: теологическую(религиозная, божественная); патриархальную (отеческая); договорную (естественно-правовая); органическую; психологическую; ирригационную; насилия (внутреннего и внешнего); экономическую (классовую).

4 слайд

Описание слайда:

Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский - 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.) Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность.

5 слайд

Описание слайда:

Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

6 слайд

Описание слайда:

Договорная теория возникновения государства Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

7 слайд

Описание слайда:

Органическая теория возникновения государства Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства - с про­цессами человеческой психики.

8 слайд

Описание слайда:

Психологическая теория Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

9 слайд

Описание слайда:

Теория насилия Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

10 слайд

Описание слайда:

Ирригационная теории возникновения государства Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Экономическая теория возникновения государства Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.


Причины возникновение права

  • Качественное усложнение производства, политической и духовной жизни общества.

2. Обособление личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу).

3. Формирование государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить определённые задачи.


Государство и право

Право – основной инструмент государственной власти

Государство и право связаны неразрывно

Рассмотрение происхождения государства и права в рамках единой теории


Право как основа и средство государственной деятельности

Средства в гос. деятельности

Государство

Цели в гос. деятельности

Право – основа гос.

деятельности


Причины и время появления права. Теории

1. Право возникло с появлением общества

Нормы поведения и обычаи первобытного общества и есть право

2. Право возникло в период разложения первобытно-общинного стоя, но раньше, чем государство.

Появление частной собственности потребовало правовых норм

3. Право возникло одновременно с государством.

Причины его возникновения те же, что причины возникновения государства


Теологическая теория

Зародилась в Древнем Египте и Месопотамии

(III – II тысячелетие до н. э. )

Наибольшее развитие – в Средневековье (Фома Аквинский , XIII век)

Основная идея: власть (государство) и закон (право) даны людям богом, вечны и не могут быть оспариваемы


Патриархальная теория

Зародилась в Древней Греции

Основная идея: государство возникает из разросшейся семьи, право возникает как продолжение семейных традиций


Договорная теория

Зародилась в Европе в Новое время

Основная идея: государство и право возникло как результат договора людей между собой с целью ограничить «войну всех против всех»


Теория насилия

Зародилась в Германии (XIX вв. )

Т. внешнего насилия

Т. внутреннего насилия

Л. Гумплевич, К. Каутский

Е. Дюринг

Основная идея: государство возникает в результате завоевания одного народа другим. Право создается как аппарат подавления порабощенного народа

Основная идея: государство и право возникают в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству.


Классовая (экономическая) теория

Зародилась в Европе в XIX вв.

К.Маркс, Ф. Энгельс

Основная идея: государство возникает как результат раскола общества на классы и борьбы между ними. Право – инструмент подавления низших классов высшими


Иные теории

Психологическая теория: государство и право есть следствие психологических закономерностей развития человека

Расовая теория: с помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими

Органическая теория: государство – аналог человеческого организма, право – аналог внутренних процессов обмена веществ

Теологическая теория

Теологическая теория зародилась еще в рабовладельческий период, но теоретическое обоснование и широкое распространение получила при феодализме. И основателем данной теории считают средневекового католического теолога, монаха -доминиканца Фому Аквинского.

Согласно данному воззрению, государство - плод божественной воли. Посредством государства находит проявление воля бога на земле. Авторы данной теории полагают, что любая светская власть произведена от власти церкви, а следовательно - бога. Народ же обязан беспрекословно повиноваться государственной воле, которая является продолжением воли господней.

В настоящее время эта теория является официальной доктриной Ватикана.

Патриархальная теория

Основателем патриархальной теорш

является древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, государство - оптимальная, форма человеческого общения, направленная на достижение общего блага. Государство это большая семья. Монарх - отец данной семьи. Он проявляет заботу о ней и требует послушания. Данная теория получила свое дальнейшее развитие в работах философов Р Филмера и И. Михайловского.

Договорная теория

Сторонниками договорной теории являются Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и некоторые другие мыслители. По их мнению, государство возникло в результате общественного договора. В процессе договора были установлены основополагающие правила (принципы) совместного проживания.: А в догосударственные времена народ жил без власти, которая могла бы защитить жизнь каждого человека, его близких родственников и имущество. С целью устранения такого социального "порока", народ объединился и заключил общественный договор о передаче части своих прав создаваемому государственному аппарату во главе с монархом, который будет представлять и защищать их общие интересы. Однако в свою очередь народ имеет права контролировать работу государства.

Ирригационная теория

является немецкий ученый К. Виттфогель. Суть этой теории сводится к тому, что в аграрных регионах Ближнего Востока людям в одиночку или небольшими группами было невозможно построить гигантскую ирригационную сеть. Поэтому они объединились в государства.

Психологическая теория

Психологическая теория объясняет возникновение государства потребностью каждого человека жить в коллективе и подчиняться высокому авторитету одного человека.;Такое подсознательное желание заложено в человеческой психики. Авторы данного воззрения (Л. Петражицкий, Г. Тард) в качестве обоснования ссылаются на многочисленные примеры истории зависимости человеческого сознания от авторитета и воли вождей, жрецов, царей, королей и иных лидеров.

Теория насилия

Теория насилия получила широкое развитие, и распространение в XIX веке в Западной Европе. Ее авторами считаются ученые Е. Дюринг, Л. Гумплович и К. Каутский. Однако данная теория имеет древнюю историю. Она находит отражение в трудах некоторых древнегреческих, а позже средневековых мыслителей.

Суть этой теории сводится к тому, что основной причиной возникновения государства является не социально-экономические проблемы общества и расслоение его на классы, а завоевание одних родов или племен другими, то есть насилие одних над другими. По мнению вышеназванных авторов, победители образуют правящий класс, а побежденные- класс рабочих и служащих.

Органическая теория

Суть органической теории сводится к тому, что происхождение государства приравнивают к человеческому организму, наделяя государство сознанием и волей. Утверждают, что государство есть продукт природы, созданный одновременно с человеком и обществом.

Данную идею находят еще в трудах древнегреческого философа Платона. Но свое развитие и наибольшее признание эта теория получила в XIX - начале XX века в трудах английского ученого Г. Спенсера и немецкого X. Прейса.

Марксистская теория

Возникновение марксистской теории происхождения государства связано с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина/Основная суть их теории - государство возникает и существует одновременно с процессом разделения общества на классы. В процессе развития государства, происходит усложнение экономических отношений и нарастание классовых противоречий. В.И. Ленин в своих работах рассматривал государство как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. В работе "Государство и революция" он писал: "Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены"