Для регламентирования прав военных служащих Российской Федерации был принят закон о материальной ответственности.
12 июля 1999 года, Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» и одобрен Советом Федерации. Это устав, который определяет случаи частичной материальной ответственности, полной фактической ответственности, стоимость ущерба и процесс возмещения.
В законе сказано, что вооруженные силы и другие войска, формирования и органы военной службы привлекаются к материальной ответственности. При использовании имущества государства, переданного в пользование или хранение, органы военных служб обязаны бережно относиться к оборудованию, технике, оружию и другим материальным вещам.
Военнослужащие несут ответственность за ущерб, умышленно причиненный по их вине. Вред, который был нанесен имуществу по приказу командира не подразумевает материальное возмещение.
Последние изменения в Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» вносились 12 июля 2017 года.
Подробнее ознакомиться с положениями закона и скачать его актуальный текст можно
Последняя редакция ФЗ о материальной ответственности затронула третий абзац статьи №5, в котором говорится, что к полной фактической ответственности привлекаются лица, которые причинили ущерб в результате преступных действий или бездействия. Решение озвучивается приговором суда.
Федеральный Закон о материальной ответственности подразумевает привлечение к возмещению, в течении трех лет со дня обнаружения ущерба. Данные изменения были внесены в закон 5.07.2017 года и вступили в силу 12.07.2017 года.
Если военнослужащий призван или выполняет службу по контракту, возмещение причиненного вреда не может составлять более одного оклада средней месячной заработной платы.
Виды фактического ущерба — использование, хранение, транспортировка, хищение и непредусмотренная затрата лишних денежных средств.
Для военнослужащих, занимающих такие должности, как командир или начальник, возмещение вреда составляет три оклада средней месячной заработной платы. В случаях незаконных действий, таких как:
Возмещение ущерба в полной мере предусматривается следующими примерами:
Данные действия влекут за собой полную ответственность в денежной эквиваленте, по статье №5 ФЗ-161.
Возмещение вреда определяется по фактическим потерям, на основании учетно-отчетных данных имущества военной части. Цена за оборудование такое как боеприпасы, техника и оружие определяется государством. Учитывается степень износа и себестоимость на день обнаружения ущерба. В случае незаконного назначения на военную должность, ответственное лицо возмещает затраты, в размере заработной платы такого сотрудника (глава III, статья №6 ФЗ-161).
При обнаружения повреждения или потери имущества необходимо провести административное расследование, с целью выявления причины и виновного. Взыскание происходит путем удержания суммы из заработной платы сотрудника и издания соответствующего приказа.
Ущерб может быть покрыт полностью или частично с письменного заявления военнослужащего (статья № 10 ФЗ-161).
Сумма штрафа и оценка размера возмещения за причиненный вред может быть снижена в исключительных случаях — по заключению судебной экспертизы или на основании приказа вышестоящего лица (командира).
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовки с военнослужащими войсковой части
ТЕМА: «Законодательство Российской Федерации о материальной ответственности военнослужащих».
ВРЕМЯ: 2 часа.
ДАТА: _______
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
19 июля 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих». Он устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Материальная ответственность не является мерой наказания. То, что материальная ответственность может быть возмещена, — важнейший признак, отличающий ее от других видов юридической ответственности. Она оказывает дисциплинирующее воздействие на военнослужащих и воспитывает у них разумное, бережное отношение к военному имуществу.
Привлечение военнослужащего к материальной ответственности возможно лишь при наличии соответствующего фактического основания. Таковым является совершение правонарушения, причинившего материальный ущерб. Такое правонарушение должно содержать совокупность установленных законодательством признаков или элементов, которые принято называть условиями.
К ним относятся: противоправность действия (бездействие) военнослужащего; причинение реального ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинской частью; наличие причинной связи между реальным ущербом и действием (бездействием) военнослужащего; вина военнослужащего в причинении ущерба; причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы. Противоправность действия (бездействия) лица, причинившего материальный ущерб, выражается в нарушении конкретных правил, требований и норм, содержащихся в воинских уставах, руководствах, положениях, наставлениях, определяющих порядок получения, хранения, использования материальных (денежных) средств или правил обращения с ними. Не допускается привлечение военнослужащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий.
Под реальным ущербом в соответствии с Законом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, а также расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. Сюда же относятся излишние денежные выплаты, произведенные ею.
Причинно-следственная связь между действием (бездействием) военнослужащего и наступившим реальным ущербом означает, что последний стал возможен как не-посредственное следствие конкретного деяния именно данного, а не какого-либо другого лица. Для правильной оценки ситуации важно выявить действительную связь материального ущерба и деяния, не ограничиваясь только видимостью этой связи. Большинство ошибок при привлечении военнослужащих к материальной ответственности возникает именно в определении непосредственной причинной связи. Установление наличия или отсутствия непосредственной причинной связи — это важная задача при решении вопроса о привлечении военнослужащего к материальной ответственности.
Виновность (вина) военнослужащего, совершившего противоправное деяние, может выражаться в форме умысла и неосторожности. Ответственность наступает независимо от формы вины, однако последняя влияет на размер материальной ответственности. Так, за материальный ущерб, причиненный по неосторожности, военнослужащие несут ограниченную материальную ответственность. Неосторожность военнослужащего, повлекшая материальный ущерб, выражается в недостаточной предусмотрительности при исполнении обязанностей военной службы, когда военнослужащий либо не предвидел отрицательных последствий своего действия или бездействия, хотя мог и должен был предвидеть, либо предвидел, но легкомысленно надеялся их предотвратить. Ограниченная материальная ответственность заключается в возмещении стоимости ущерба, но в пределах одного или нескольких окладов месячного денежного содержания и месячных надбавок за выслугу лет виновного военнослужащего.
В случае же причинения реального ущерба умышленными действиями (бездействием) наступает материальная ответственность в полном размере ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть уменьшен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего. Подобное право командир или суд может реализовать с учетом следующих обстоятельств: степени вины военнослужащего; конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб; матери-ального положения военнослужащего. При этом предусмотренное Законом уменьшение размера ущерба, подлежащего возмещению, не допускается, если ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Деяние военнослужащего признается совершенным умышленно, если он в момент совершения его осознавал противоправность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность причинения ущерба и желал, сознательно допускал его либо безразлично к нему относился. Деяние признается совершенным по неосторожности, если в момент его совершения военнослужащий предвидел возможность причинения ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на его предотвращение, а также если не предвидел возможности причинения ущерба, хотя при необходимых внимательности и предусмотрительности должен был и мог его предвидеть. Следует подчеркнуть, что под виной следует понимать субъективное отношение военнослужащего к своему причинившему ущерб деянию в момент его совершения. Вина не может подразумеваться, а должна быть доказана. Еще одним условием материальной ответственности признается причинение реального ущерба при исполнении обязанностей военной службы: участии в боевых действиях, выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнении должностных обязанностей; несении боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнении обязанностей в составе суточного наряда; участии в учениях или походах кораблей; выполнении приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождении на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождении в служебной командировке; нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно; следовании к месту военной службы и обратно; прохождении военных сборов; нахождении в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестном отсутствии — до признания военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказании помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участии в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершении иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Для привлечения военнослужащего, причинившего ущерб, к материальной ответственности необходимо наличие всех указанных условий в совокупности. При отсутствии хотя бы одного условия материальная ответственность исключается.
При обнаружении материального ущерба или получении данных о нем командир (начальник) воинской части, учреждения, заведения обязан назначить административное расследование для установления причин возникновения материального ущерба, его размера и виновных лиц. Поводом для административного расследования по факту причинения материального ущерба могут служить рапорта должностных лиц суточного наряда, командиров подразделений, начальников служб, других военнослужащих о фактах недосдач, уничтожении, порче, повреждении, промотании имущества воинской части, сообщения о хищении, незаконном использовании и списании с учета материальных и денежных средств, других злоупотреблениях, акты ревизий, проверок, другие документы, содержащие сведения о материальном ущербе. Административное расследование должно быть назначено командиром (начальником) немедленно, оно поручается лицам, которые наиболее подготовлены в той области или сфере деятельности, где произошло событие, связанное с причинением материального ущерба. Оно должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения материального ущерба. При этом день обнаружения ущерба может не совпадать с днем его причинения. В необходимых случаях срок административного расследования может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц. Административное расследование может и не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные в его совершении лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Возмещение материального ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего материальный ущерб. Этот порядок принято называть административным (служебным). Вопрос о возмещении материального ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается военным судом по иску командира (начальника) воинской части. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.
Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после его объявления последнему.
В случае если приказ о возмещении ущерба не издан по каким-либо причинам в двухнедельный срок, то независимо от суммы ущерба вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности может быть решен только путем подачи командиром (начальником) воинской части иска в суд. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержания денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Закон определяет также порядок возмещения ущерба в случае увольнения последнего с военной службы или перевода его к новому месту службы.
Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, несмотря на то, что он был возмещен воинской частью, возмещают его воинской части в порядке и размерах, предусмотренных Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Закон особо отмечает случаи причинения ущерба военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Поскольку такие действия являются грубым нарушением воинской дисциплины и влекут полную материальную ответственность, то и уменьшения размера возмещения за этот ущерб, как правило, также не допускается.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. Если же из денежного довольствия военнослужащего произ-водятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных вычетов не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.
Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.
Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.
Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.
ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).
Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.
В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.
Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.
Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.
ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.
Ограниченная МО наступает в случаях :
Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.
Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.
Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.
СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.
Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.
Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.
Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.
К МО привлекаются за :
Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.
В частности :
Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.
С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.
Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.
Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.
Кроме того, договор должен содержать :
В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.
ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.
Субъектный состав (стороны договора)
. В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.
Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.
В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.
Материальная ответственность военнослужащих является одним из видов юридического обязательства по возмещению ущерба, который был причинен виновными действиями военнослужащего имуществу государства. Более подробно о — в статье далее.
12.07.1999 в силу вступил ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих ». Согласно данному акту граждане, которые проходят службу (неважно — по контракту или по призыву), должны отвечать за виновные действия, которыми был нанесен ущерб государственному имуществу. В законе всего лишь 4 главы и 14 статей, однако он довольно четко прописывает и порядок привлечения к ответственности, и способы возмещения причиненного ущерба.
Важно! В рамках военной службы гражданин может быть привлечен к ответственности только в течение 3 лет со дня, когда был обнаружен ущерб. Если будет установлено, что физическое лицо причинило вред имуществу, не находясь на службе, то оно будет привлекаться к гражданско-правовой ответственности.
Для справки: законодатель не признает обязательств военнослужащих, если ущерб был нанесен в результате:
Законодатель определил, что если военнослужащий по неосторожности причинил ущерб имуществу государства, то отвечать он должен в размере причиненного вреда, но не более оклада и надбавки за выслугу за один месяц. Если же речь идет о гражданах, служащих по призыву, то с них могут удерживать до 2 окладов. Исключением из ситуации могут быть лишь случаи, когда установлены иные размеры ответственности.
Не знаете свои права?
Так, военнослужащие-призывники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, в пределах 2 окладов и 2 надбавок за выслугу в месяц.
Если начальник (командир) своими действиями допустил незаконное увольнение/перевод граждан, а также назначение на должность лиц без соблюдения требований законодательства, то он отвечает в полном размере за чрезмерное расходование средств бюджета в виде дополнительных неправомерных выплат. За это из его денежного довольствия могут вычитать до 3 окладов и надбавок за выслугу лет в месяц.
Если командир был виновен в непринятии должных мер по охране имущества и содержанию его в целости и сохранности, а также не предотвратил хищение, то максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу в месяц.
Военнослужащие несут ответственность в полном объеме, если ущерб нанесен:
Величина вреда, нанесенного военнослужащим государству определяется исходя из обстоятельств дела и его вины в произошедшем. Конкретно же материальная ответственность военнослужащих , вернее ее размер, устанавливается с учетом следующих обстоятельств:
При рассмотрении обстоятельств проступка по приказу начальника учреждения создается специальная комиссия для проведения административного расследования. Расследование при этом должно быть осуществлено в срок не более 1 месяца со дня обнаружения причиненного вреда.
Если военнослужащий совершил проступок или преступление, обстоятельства которого доказаны в суде, повторная проверка в рамках учреждения не проводится. Кроме того, если размер ущерба, виновные лица и все обстоятельства известны, достаточно дисциплинарного разбирательства.
После выяснения всех деталей руководитель учреждения издает приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащего и из заплаты последнего производится удержание в соответствующем размере.
Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.
Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.
Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.
Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.
Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:
Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.
Ограниченная ответственность налагается:
В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:
Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:
При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:
В составленном рапорте члены комиссии должны указать:
После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.
После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.