Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Органы государства кратко. Орган государства: понятие, признаки, виды. Формы исполнительной власти

Органы государства кратко. Орган государства: понятие, признаки, виды. Формы исполнительной власти

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:
    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется "разрешено все, что не запрещено законом");
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

    • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
    • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
    • конкретно-организационной деятельностью;

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования:

    • избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
    • формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

2) по форме реализации государственной деятельности:

    • на законодательные (представительные);
    • исполнительно-распорядительные;
    • судебные;
    • контрольно-надзорные органы.

3) по принципу разделения властей:

    • законодательные;
    • исполнительные;
    • судебные;

4) по иерархии:

    • центральные;
    • республиканские;
    • местные;

5) по характеру подчиненности:

    • исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
    • "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);

6) по срокам полномочий:

    • постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
    • временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по порядку осуществления компетенции:

Орган государства – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Он учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права.

2. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции.

3. Он имеет организационную структуру.

4. Он имеет территориальный масштаб деятельности, т.е. его властные полномочия распределяются на определенную территорию.

5. Он имеет установленную в нормах права компетенцию (предметы ведения и полномочия).

6. Он наделен государственно-властными полномочиями:

а) он вправе принимать правовые акты, обязательные для исполнения адресатами;

б) он вправе осуществлять контроль и (или) надзор за реализацией этих актов;

в) он вправе применять меры государственного принуждения для обеспечения реализации этих актов.

Виды государственных органов:

1. По принципу разделения властей:

Органы представительной (законодательной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы судебной власти.

Имеются государственные органы, не входящие ни в одну из ветвей государственной власти (Президент РФ, Прокуратура, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия и ряд других).

2. По принципу федерализма:

Федеральные государственные органы;

Государственные органы субъектов федерации.

В Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

3. По продолжительности существования:

Постоянные;

Временные.

1. По сроку полномочий:

Органы с ограниченным сроком полномочий;

Органы с неограниченным сроком полномочий

2. По характеру компетенции:

Органы общей компетенции;

Органы специальной компетенции.

3. По порядку осуществления полномочий:

Коллегиальные;

Единоначальные.

4. По порядку образования:

- «первичные» (они формируются непосредственно избирателями путем выборов);

- «вторичные» или «производные» (население не принимает непосредственного участия в их формировании

Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие "правовой статус", во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Основные права личности

Права человека и гражданина - весьма сложное и многообразное явление. Они могут быть классифицированы на основе следующих критериев:

2) В зависимости от содержания:

Гражданские или личные (право на жизнь; на охрану достоинства; тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры; на равный доступ к государственной службе; на объединение; мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

Экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

Социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья; на социальное обеспечение; благоприятную окружающую среду и др.);

Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) В зависимости от соподчиненности - на основные (право участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право).

4) В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству

На права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства.

5) В зависимости от степени распространения - на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, папа, возраста лица, а также других факторов: например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.).

6) В зависимости от характера субъектов - на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

7) В зависимости от роли государства в их осуществлении - на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).

8) В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

На права в сфере личной безопасности и частной жизни;

На права в области государственной и общественно-политической жизни;

На права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Юридические обязанности личности

К основным юридическим обязанностям человека и гражданина в РФ относятся обязанности:

Соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

Платить установленные налоги и сборы;

Воинская обязанность (защита Отечества);

Обязанность бережного отношения к природе;

Воспитание и забота о детях;

Забота о нетрудоспособных родителях;

Получение основного общего образования;

Недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

Непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

Забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

Как уже рассматривалось выше, государственный аппарат, являясь центральной частью механизма государственной власти, представляет собой систему органов государства, осуществляющих власть и управление обществом.

В научной и учебной литературе по теории государства и права можно встретить множество различных определений понятия «орган государства» различающихся между собой.

Так М.И. Байтин считает: «Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства».

По мнению В.В. Лазарева: «Орган государства - это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией».

В.И. Власов придерживается позиции, что «Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства».

С точки зрения В.М. Корельского: «Государственный орган - это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями».

Представляет определенный интерес подход профессора А.Б. Венгерова, считающего, что понятие орган государства необходимо рассматривать в широком и узком смыслах, в широком – это орган государственной власти, а в узком – это орган, ориентированный на специальную функцию, необходимую для жизнедеятельности общества.

Однако, большинство авторов едины во мнении, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, обладают относительной самостоятельностью, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства.

Таким образом, по нашему мнению, под органом государства следует понимать созданную в установленном законом порядке государственную организацию, представляющую относительно самостоятельную и структурно обособленную часть механизма государственной власти, состоящую из государственных служащих, наделенную властными полномочиями и материальными средствами по реализации задач и функций государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере сущность государственного органа, поэтому для более полного представления о том, что представляет собой орган государства, рассмотрим его основные признаки.



Во-первых, орган государства - это государственная организация . В данном случае, каждый орган государства представляет объединение (коллектив) людей, имеющее свою иерархию и структуру, наделенное властью по управлению обществом и являющееся частью государственного аппарата, т.е. государства.

Во-вторых, орган государства наделен определенной политической, экономической и организационной самостоятельностью , выраженной в наличии своих органов управления, круге решаемых вопросов, наличии собственного имущества, финансов и т.д., что не исключает его взаимосвязь с другими государственными и негосударственными организациями, являющимися частями механизма государственной власти.

В-третьих, это структурно обособленная часть государственного аппарата. Это означает, что каждый орган государства, являясь самостоятельной государственной организацией, занимает определенное место в системе государственных органов.

В-четвертых, орган государства состоит из государственных служащих , находящихся между собой в определенных правоотношениях, содержание которых (права, обязанности, объем и пределы властных полномочий) определяется нормативно-правовыми актами, и конкретизируются в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях, положениях и других документах ненормативного характера.

Служащие государственных органов работают на постоянной и профессиональной основе, получая от государства за свой труд денежное содержание и иные социально-экономические гарантии (премии, материальную помощь, оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание и др.), согласно занимаемой должности.

В-пятых, орган государства имеет свою внутреннюю структуру , состоящую из функциональных подразделений (управлений, отделов, комитетов и т.п.), обладающих единством, необходимым для достижения поставленных целей и задач.

В-шестых, орган государства наделен государственно-властными полномочиями (компетенцией) определенного объема и содержания. Компетенция определяется предметами ведения, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Предметы ведения и полномочия государственного органа, формы, способы, средства их осуществления регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Реализация органом государства своей компетенции - это одновременно его и право и обязанность. Обладание государственно-властными полномочиями – это важнейший отличительный признак органа государства.

В-седьмых, органы государства обладают правом издавать общеобязательные правовые акты (нормативного и правоприменительного характера) для реализации своих государственно-властных полномочий.

В-восьмых, орган государства осуществляет определенные функции государства, используя для этого соответствующие формы и методы, включая метод принуждения.

В-девятых, орган государства обладает соответствующей материально-финансовой базой (имуществом, бюджетом, счетом в банке), необходимой для выполнения государственных функций и задач.

Виды органов государства. Разносторонность и многосложность деятельности механизма государственной власти обусловливает значительное число государственных органов. По различным научно обоснованным критериям можно классифицировать их на определенные виды.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства не создаются другими органами, а возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются народом (президент, парламент), наделяясь властными полномочиями. Производные органы создаются первичными органами и от них получают властные полномочия (исполнительные органы, военные и правоохранительные органы и т. д.).

По действию в пространстве (территориальности) органы государства классифицируются на высшие и местные . Высшие органы осуществляют государственные полномочия на всей территории государства, местные в определенных административно-территориальных единицах. В федеративных государствах выделяют региональные органы государственной власти, распространяющие власть на территории соответствующих субъектов федерации.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные . Абсолютное большинство государственных органов являются постоянно действующими, но для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожаров, эпидемий), выполнения временных функций (строительства крупных промышленных, транспортных, энергетических, спортивных объектов) могут создаваться временные органы государства (например, межведомственные правительственные комиссии).

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг функций и задач (например, Правительство Российской Федерации), органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерства, федеральные агентства и службы: министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности, российское космическое агентство).

По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве доминируют выборные органы (например, подотчетность правительства президенту или парламенту).

По особенностям деятельности и порядку принятия реше ний органы государства подразделяются на коллегиальные (например, правительство, парламент) и единоличные (глава государства, глава исполнительной власти субъекта федерации). При этом могут государственные органы которые могут использовать как коллегиальный, так и единоличный способ принятия решений (например, суд может осуществлять правосудие коллегией судей по сложным гражданским делам, уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и наоборот по гражданским делам с небольшой суммой иска, уголовным делам небольшой и средней тяжести судья принимает решение единолично).

По объему властных полномочий органы государства разделяются на государственные органы с абсолютно неограниченными полномочиями, абсолютно ограниченными полномочиями, относительно ограниченными полномочиями.

По юридическому источнику их легитимности государственные органыподразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией, конституциями (уставами) субъектов федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов.

По функциональному назначению органы государства могут быть разделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (Правительство, министерства), судебные (суды) и контрольно-надзорные (Прокуратура).

Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государствен­ных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государ­ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи­ческим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В своей работе я бы хотел рассмотреть не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, на мой взгляд, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Я взял именно эту тему для своей работы чтобы изучить, насколько органы всех ветвей власти важны для управлении государством. Также мне кажется, что вопросы разграниченияпредметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

1. Понятие органа государства и его признаки

Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государ­ственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон.С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

Каждый орган государства имеет свой предмет ведения , т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией , т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:

· путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

· путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

· путем осуществления организационной деятельности.

Все государственные органы образованы и действуют на основе пра­вовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков :

1. Орган государства, обладая определенной са­мостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции по­средством определенного вида деятельности в порученной области;

2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные слу­жащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена. Реализация органом государства своей компетен­ции - это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения право­вые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

5. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свойсчет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).

6. Орган государства активно участвует в реа­лизации функций государства, используя дляэтого соот­ветствующие формы и методы.

7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защи­та законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защи­та законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

2. Классификация органов государства


Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схеме.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные . Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Ме­стные же органы государства функционируют в административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей ком­петенции направлены на решение широкого круга вопросов. На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос­ти (министерство финансов, министерство образования).

По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.

Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые .

Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные органы , которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая существенная из всех, поэтому я хочу рассмотреть ее более подробно в следующих главах.

2.1 Исполнительные органы

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству , либо только главе государства, либо только правительству.

Исполнительная власть - это вторичная подзакон­ная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обес­печение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органы государственного управления по сути дела являются органами, осуществляющими государственное управле­ние. Они располагают вспо­могательными государственными учреждениями, которые входят в аппарат управ­ления, и осуществляют подго­товку, принятие и реализацию актов управления.

Главное назначение исполнительных органов - исполнение законов, ихреализация. В подчинении исполнительной власти нахо­дится большая сила - чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства.

Однако органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. Президент, правительство, министры имеют право издавать нормативные акты, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.

Нужно отметить существование специфических органов и учреждений исполнительной власти, к числу которых относятся органы охраны правопорядка (милиция, поли­ция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержани­ем и методами своей деятельности. При решении задач по охране закон­ного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации, местные правительства, избранные или назначенные губернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представители президента и правительства.

Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем большинстве стран выступает глава го­сударства.

Глава государства

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа .

В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным . Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.

В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

Полномочия монарха зависят от формы правления государства.

Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии . Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

Правительство за свою деятельность несет полную ответственность перед монархом.

В странах с парламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство.

Президент - глава исполнительной власти, обладающий широки­ми административными полномочиями в отношении своего пра­вительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного су­веренитета. Его полномо­чия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Президент является главой государства в большинстве современных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной про­цедуры.

Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В суперпрезидентских республиках президенту принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.

В классических президентских республиках президент является централь­ной политической фигурой, здесь в его руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.

В полупрезидентской республике правительство формируется парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает. Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оно формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Правительство

Правительство - это высший исполнительный и распорядитель­ный орган государственной власти, который непосредственно осуществля­ет управление страной.

Правительства имеют раз­ные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

В состав правительства обычно входят: глава пра­вительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (ми­нистры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

Правительство осуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Существуют однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное - из двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается беспартийное правительство.

В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным , действующим наря­ду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).

Смысл деятель­ности исполнительной ветви власти - фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принуди­тельном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти.

Основной задачей правительства является исполнение законов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осу­ществляет свою деятельность через органы государственной ад­министрации - министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.

Нужно сказать, что в разных странах пере­чень министерств и других центральных государственных учреждений различен. Однако все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного поряд­ка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важ­ными сторонами жизни общества.

Министерства и ведомства различаются по характеру задач, которые они должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормаль­ного государственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцать четыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации и др.

Управление министерствами и ведомствами осуществляется по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников, которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.

Внутри министерств создаются дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители министра.

Министерства и другие ведомства обрастают сложным, гро­моздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим ап­паратом, который и образует основу механизма государства.

2.2 Законодательные органы

За­конодательная (представительная) власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллеги­ально путем издания законодательных актов, а также наблюде­ния и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, яв­ляется наиболее важной, и ее органы занимают гла­венствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требо­вания, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России - Федеральное Собрание, в Испании - Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании Фолькетинг, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, в Швеции - Рикс­даг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “пар­ламент” (фр. раг1ег - «говорить»).

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населе­ния или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

Руководит парламентом пред­седатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, коорди­нирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий воз­растной ценз, она реже обновляется и формируется на основе кос­венных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохра­нение, социальная политика, борьба с преступ­ностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законода­тельной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроек­та на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверж­дение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государст­венный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Существует и ряд «распорядитель­ных» функций, связанных с формированием высших исполни­тельных и судебных органов, а так же осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнитель­ной власти.

Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент канди­датов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совме­щаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь кос­венное участие.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законо­дательная власть была в курсе проводимой правительственной полити­ки, конституционными методами способствовала ее общественной по­лезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих администра­тивно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных еди­ниц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного обра­зования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому центральной властью (президентом).

Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов отсутствуют властная ие­рархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компе­тенцию иного представительного органа публичной власти.

2.3 Судебные органы

Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осу­ществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным де­лам.

Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившые в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в пра­вовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значе­ние. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, от­мена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

В зависимости отправовой сферы, на которую распространяются полно­мочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдик­ции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассма­тривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Административные суды в основном рассматривают жалобы граж­дан на превышение государственными служащими своих полномочий, а так­же споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).

Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного су­да. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции.

Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо назначены президентом, либо прези­дентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

В различных странах судебная система имеет свою собственную структуру. Например в США она включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с одоб­рения Сената. Верховный суд США одновременно испол­няет функции конституционного суда, является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятель­ностью нижестоящих судов.

В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных судов. Все три ветви судов наделены различными полномочиями и решают вопросы, касающиеся иcключительно своей компетенции. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента.

В других же странах существу­ют иные правила формирования судебных органов. Однако формировать судебные органы и наделять их определенными компетенциями нужно так, чтобы суд был огражден от давления (политического или любого другого), которое способно повлиять на принятие судебного решения. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи, например, статус судьи (несменяемость, независимость, подчинение только закону и т.д.).

Судебная власть должна быть независимой и подчиняться только. Ее возможности можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители – крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

В некоторых странах в судебную систему включают и прокуратуру, так как она является составной час­тью суда. В других же прокуратура отделена от нее. Проку­ратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом госу­дарстве.

3. ОРГАНы государственной власти Российской Федерации

3.1.Органы исполнительной власти РФ

Структура федеральных органов исполнительной власти России:

- Президент Российской федерации,

- Правительство Российской Федерации,

- Федеральные министерства,

- Государственные комитеты Российской Федерации,

- Федеральные комиссии России Федеральные службы России,

- Российские агентства,

- Федеральные надзоры России,

- Иные федеральные органы исполнительной власти.

Я хочу подробно остановиться на первых двух пунктах, считая их наиболее важными. Итак:

А). Президент Российской Федерации.

СТАТУС

является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

ПОЛНОМОЧИЯ

Президент Российской Федерации

назначает:

Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);

Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства).

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

Кроме того, Президент Российской Федерации

назначает:

Полномочных представителей Президента Российской Федерации;

Высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);

Судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного).

формирует:

Администрацию Президента Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).

представляет кандидатуры:

Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Совету Федерации - на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации.

а также:

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;

Назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

Назначает референдум;

Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение;

Решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; награждения; присвоения почетных званий и высших воинских званий; помилования.

Б). Правительство РФ

СТАТУС

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Функции Правительства перечислены в статье 114 Конституции:

«1. Правительство Российской Федерации:

А разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Б)обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ"

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Таким образом, любое Правительство формируется на срок до вступления в должность новоизбранного Президента после выборов 7 марта 2004 года, каковое вступление должно состояться 7 мая 2004. Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двукратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.

СОСТАВ

Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров . Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входившие в Президиум Правительства), статус которых не получил однозначного истолкования ни в законах, ни в указах. Во всяком случае, при отставке Правительства они не считаются отставленными и не назначаются заново. Указом N1176 от 14 августа 1996 Президент Ельцин постановил, что такое "приравнивание" впредь не допускается.

3.2. Законодательная власть Российской Федерации

Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное Собрание – парламент РФ .

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы . Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают , как правило, раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

К ведению Государственной Думы относятся:

Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

3.3. Органы судебной власти РФ

Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации , которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда , Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда , а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".

Конституционный Суд Российской Федерации

1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. (статья 125 Конституции Российской Федерации ).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 126 Конституции Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (статья 127 Конституции Российской Федерации)

Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия.

Конституционное положение о праве граждан участвовать в отправлении правосудия развивается в судоустройственных и процессуальных законах. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства.

Закл чение

В своей работе я попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства. Разумеется, разновидностей государственный органов существует огромное количество, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Я, рассмотрев точки зрения таких авторов как Назаренко Г.В., Рассолов М.М., Лазарев В.В., Хропанюк В.Н. и др., постарался вывести нечто единое.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, гро­моздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Мне очень понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д., которую я в заключение хотела бы процитировать.

«Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характери­зуют его механизм (аппарат).

В понятие "бюрократия"часто вкладывается различ­ный смысл. Для М. Вебера бюрократия - рациональная орга­низация государственного управления, деятельности госу­дарственного аппарата на основе господства общеобязатель­ных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс отно­сился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бю­рократизм - болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела - власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из служ­бы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможнос­ти манипулировать ими в корыстных целях. Так, государ­ственный интерес бюрократы могут превратить в ведомствен­ный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи - в государственные. Одной из характерных черт бюрократиз­ма является стремление к тайне, засекречиванию деятель­ности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического ап­парата -- сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - вер­ный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бю­рократизмом служит демократия. Постоянный демократичес­кий контроль за всеми звеньями государственного механиз­ма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство про­тив этой болезни.»

Я отрицательно отношусь к разрастанию государственного аппарата и думаю, что государство должно способствовать предотвращению этого явления. Необходимо четко и компактно «укомплектовать» государственный аппарат. Государство должно наделить свои органы конкретными полномочиями, предоставить им не только права, но и обязанности. Необходимо создать четкую соподчиненность и взаимоответственность, постараться упростить сложную структурную иерархию.

Что касается нашего государства, то в России существует много проблем с чиновьичьим аппаратом, поскольку из-за огромного количества различных государственных органов нельзя уследить за деятельностью каждого, поэтому на местах некоторые чиновники допускают вольности в своей работе, и самой большой проблемой является казнокрадство и взяточничество. Несомненно, государство стремится искоренить данные явления, но из-за гнетущих проблем более сложного характера строгая направленность этих действий не ощущается. Я считаю, что для того, чтобы добиться изменений в стране в лучшую сторону, необходимо надеяться не только на государство, но и самим стараться способствовать этому.

Список использованной литературы

1. Дмитрук В.Н. теория государства и права: учебное пособие. –Мн.: Амалфея.1998.

2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М.: Юрайт. 1998.

3. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999.

4. Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. –М.: Юристъ. 2001.

5. Официальный Web-сервер Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/

6. Официальный Web-сервер Правительства РФ http://www.government.gov.ru/

7. Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.: 2000.

8. Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. –М.: 1999.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. –М.: Юристъ, 1997.

11. Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru/sudy/.

12.Правительство России и федеральные органы исполнительной власти-структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998.

См.: Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.:2000. –С. 123.

См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

См.: Г. В. Назаренко. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999. –С. 26.

См.: Теория государства и права/Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2000.