Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Подведомственность гражданских дел военным судам. Подсудность военных судов и все, что с этим связано. Мировые судьи в РФ

Подведомственность гражданских дел военным судам. Подсудность военных судов и все, что с этим связано. Мировые судьи в РФ

Подсудность военных судов определяется федерального уровня, а также правилами, сложившимися в практике ведения судебных дел, и подразумевает распределение их в 1-ой инстанции по определенным судам.

Навигация по статье

Общее понятие подсудности и ее принципы

По своей сути подсудность – это определенный порядок, согласно которому разные дела (судебные дела) должны быть рассмотрены и обработаны какой-то определенной инстанцией, четко установленной согласно действующему законодательству.

Принципами такого распределения являются следующие:

  • Учреждение, которое наделено той или иной властью должно разбираться только с теми тяжбами, которые попадают под его юрисдикцию.
  • В случае противоположном тому, что описан в первом пункте, решение, которое было вынесено такой судебной организацией, считается не действительным.
  • Любая из сторон может просить об устранении неверного решения.
  • Подсудность определяется в тот момент, когда подается иск. При этом во внимание берутся те обстоятельства, которые имели место на тот же самый момент.
  • Обычно суды имеют компетентность выносить решения по тем делам, которые зарегистрированы на той же территории. Однако, тут есть исключения – например, Верховный суд Российской Федерации.
  • Место, где начато изучение обстоятельств правонарушения, должно остаться тем, которое и закончит этот процесс, то есть вынесет решение.

Подсудность в гражданском процессе имеет ряд особенностей: это личностные отношения и род разбираемого дела. Первая характеристика относится к связям между спорящими (тяжущимися) сторонами (физическими или юридическими лицами).

Вторая – род дела – также влияет на отнесение его к той или иной юрисдикции.

Отсылка к какому-либо учреждению из-за особого рода разбирательства не изменяется и не может быть изменена по соглашениям сторон, а вот в разрезе личностного отношения все наоборот: в таком случае может изменить ситуацию, а заинтересованное лицо имеет право поднять вопрос об изменении подсудности, если на то имеются веские основания.

В уголовном процессе присутствуют несколько иные элементы, определяющие квалификацию преступления. Это значит, что подсудность в этой сфере также имеет разделение, но не совсем такое, как в гражданской. В данном случае разграничение идет по предметному и местному признаку.

Подсудность, то есть причастность того или иного суда к решению гражданского, уголовного или иного дела, может определяться по нескольким признакам.

Военные суды

Что же это за юр.понятие – “военные суды”? Каков рода этих формирований и какие функции на них возложены? Согласно Федеральному закону, являющемуся в то же время конституционным, в котором идет речь о военных судах, это суды общей юрисдикции.

Они созданы, чтобы вершить правосудие в пределах Вооруженных сил России, то есть в войсках и иных военных формированиях.

  • Про нарушение свобод военного человека, гражданина государства.
  • Разбирательства о неправомерном поведении лиц с иском от проходивших сборы.
  • Дела про пострадавших служащих от действий или бездействий военной управляющей верхушки.
  • Преступные деяния, что были совершены теми гражданами, что служили в армии, проходили сборы (во время этого).
  • Любые правонарушения, совершенные военными.
  • Дела о начислении компенсаций за не соблюдение сроков рассмотрения таких тяжб, исков, заявлений, что указанны выше.
  • Случаи, когда граждан незаконно увольняют со службы, нарушают их права и свободы.
  • Когда совершено правонарушение (преступление) группой лиц, по предварительному сговору и хотя бы один из участников имеет отношение к военному делу, служит (или служил во время совершения и подготовки преступления) в Вооруженных войсках, это – другое. Такое дело посудно военному суду, но только в случае невозможности выделения этого беззакония со стороны других участников преступной .
  • Грубые действия, часто называемые проступками, касающиеся дисциплины и всего, что с ней связано, а также те, которые были совершены военными либо призывниками и за которые может последовать взыскание либо назначена иная мера пресечения.
  • Ежели рассматриваемый суд (имеется в виду военный суд в принципе) расположен за границами государства, в его компетенцию входят те дела, что и относятся к общей компетенции федеральных судов. Но это правило действует только в том случае, если иные условия не предусмотрены договорами между станами и народами, союзами стран, конвенциями и так далее.

В статье шестой, пункте первом рассматриваемого закона указано, что военные суды принимают решение, которые предусмотрены частями 1 и 2 ст. 29-ой Уголовного .

О чем там идет речь? О неоконченном преступлении, которое считается таковым в случае отсутствия одной или нескольких частей состава преступления (такими могут быть покушение или приготовление к преступлению).

Что говорит о рассматриваемом вопросе ст. № 14?

Среди четырех ее частей, в которых указаны определенные случаи подсудности окружному суду, следующие:

  • Дела, которые так или иначе связаны с государственной тайной, ее разглашением и другими незаконными манипуляциями, которые могут совершить доверенные к ней лица в качестве правонарушения.
  • Все те разбирательства, которые относятся по версии Уголовно-процессуального к юрисдикции последнего, также оказываются в данной инстанции.

Эта же инстанция рассматривает следующий род разбирательств — решения по вновь открывающимся факторам, что действуют со стороны не зависящих внешних факторов среды или , которые возникли по решениям гарнизонных судов.

А также это касается других, приравненных к ним объектов.

Кто находится в составе окружного (флотского) суда:

  • Только судья в единственном лице, если дело касается гражданских или административных сфер.
  • Первый участник, коллегия присяжных или коллегия из 3-х исполнителей, вместо одного, если рассматривают решение по УК.
  • В сферу рассматриваемых входит любая жалоба по решенным ранее вопросам.

Кроме уже упомянутых выше составляющих суд (флотский, окружной), имеет президиум. Что это за управляющий орган? Он действительно руководящий и назначается только опять же выше стоящей инстанцией – Верховным Судом. Это касается всего персонала учреждения.

Права, скорее даже полномочия президиума окружного суда:

  • Пересмотр админ.дел, а также дел другой сферы, например, .
  • Постановления, которые принимались судами гарнизонными и рассматривались ими же.
  • Те решения и другие результаты, что были пересмотрены из-за подачи апелляции после гарнизонного рассмотрения, но в случае изменения условий (обстоятельств).
  • Может утверждать и утверждает коллегию (ее состав). Кандидатов представляет соответствующий военный суд округа.
  • Рассматривает и разбирает на соответствия закону все доступные текстовые, документальные и иного вида материалы по возникающим вопросам.
  • Ознакамливается и рассматривает данные статистического .
  • Также занимается упорядочиванием и обработкой полученных таким образом данных.
  • Проводит заседания или совещания с заслушиванием отчетов о состоянии дел в разных подотраслях.
  • Сроки проведения обязаны быть не меньше, чем один раз в календарный месяц.
  • Эти заседания проводятся по воле и инициативе председателя, согласно соответствующих пунктов законодательства.

В статье седьмой идет речь о грубых дисциплинарных поступках, нарушениях. Про сам арест – есть краткое определение в статье двадцать пятой.

Но с упором на те непорядки, что совершены во время несения законных военных обязанностей и смежными с ними суб-обязанностями (в зависимости от сферы, где происходят упомянутые действия). То есть именно в указанную строну направлены векторы силы.


Те же дела, названия которых говорят об административных правонарушениях, рассматриваются согласно пунктам “первый” и “второй” статьи номер двадцать три, дробь один.

Она, естественно, касается только военнослужащих , а также тех, кто был призван на сборы.

Что касается статьи о тех же видах правонарушений и сопутствующих вопросов, которые касаются статьи тридцатой Кодекса об административных, то именно в этих случаях рассмотрение идет на рассмотрение по признаку местности (территориальности), то есть сначала рассматривается по этому признаку в первой инстанции.

В некоторых случаях вместо жительства, регистрации под рассмотрение иска или любого другого разрешенного законодательством относится к тому району, где разворачивались заявляемые события.

Дополнительные данные лучше знать тем, кто собирается быть в курсе всех законодательных изменений, порядков. Всему, что имеет отношение к подсудности военных судов и вопросов из той же сферы.

Любое изменение в подсудности военных судов, а также правила и порядок исполнения ими и судьями своих обязанностей, предназначения регулируются федеральными законами соответствующего содержания. Они одновременно являются конституционными обязанностями.

Дополнительная информация

Что представляет собой система военных судов? В законе этому посвящена глава вторая. В систему этих судов входят флотские или окружные и гарнизонные суды.

Что касается выступления Верховного Суда не как второй (после военного суда) инстанции, а в качестве первой, это описано в той же статье, в пункте шестом. Сюда входят все вопросы, которые были решены ранее, но по каким-либо причинам, препятствующим извне, не вступили в свою законную силу (это касается решений, приговоров, постановлений и определений).

Орган, первоначально занимающийся делами военнослужащих по вновь открывшимся обстоятельствам, называется судебной коллегией. Находясь в подчинении Верховного органа, это формирование разбирает такие вопросы после окружного либо после флотского. Если приговор одного из этих учреждений все же вступил в силу, даже в таком случае он, при необходимости, пересмотрен он может быть, но в более высокой инстанции.

Чем занимается судебная коллегия суда инстанции, что занимает место выше, чем окружной либо флотский? Вот перечень ее функций и важных моментов, с ними связанных, указанный в десятой статье того же нормативно-правового акта:

  • Для процесса рассмотрения здесь достаточно одного судьи или коллегии из трех .
  • Если вопрос касается жалобы либо не вступивших в силу, принятых ранее решений. Рассмотрение также будет проводиться коллегией, и только в случае, предусмотренном федеральным законом это может сделать единолично судья.
  • Если рассмотреть нужно дела, по которым решения, вынесенные ранее, вступили в силу, каков порядок? В этом случае разбор дела происходит трое судей, то есть коллегия.

Последняя издает регулярно публикацию, где освещаются все новости и важная информация об изменениях и постановлениях, обзор (обзоры) практики судебной, интересные решения и прецеденты по гражданским, уголовным либо административным делам, аналитика, стат. данные, вспомогательные материалы, в общем , которую необходимо довести до ведома общественности (так называемый информ-бюллетень военных судов).

Подробнее о военных судах можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Военные суды рассматривают не только уголовные дела (как это было предусмотрено ранее действовавшим Поло­жением о военных трибуналах), но и определенные катего­рии гражданских и административных дел, поэтому следует разграничивать компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между сами­ми военными судами. Правила о подсудности военным судам дел сформулированы в законе о военных судах.

В качестве основного критерия для определения подсуд­ности дел военным судам Закон предусматривает субъектив­ный признак: по уголовным (административным) делам - на­личие статуса военнослужащего у лица, совершившего пре­ступление (административное правонарушение), а по граж­данским делам - это правовое положение сторон (военнос­лужащий и орган военного управления, воинское должност­ное лицо).

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) орга­нов военного управления, воинских должностных лиц и при­нятых ими решений. Впервые право военнослужащих обра­щаться с такими заявлениями в военный суд установлено ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан". Это положение закона соответствует Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Практика обращения военнослужащих с жалобами и за­явлениями в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. В военные суды обра­щаются все категории военнослужащих - от рядового до генерала. Если в 1993 г. за защитой своих прав в военные суды обратились около 3 тыс. военнослужащих, то в 2001 г. - свыше 200 тыс. В последующие годы в военные суды посту­пало свыше 100 тыс. жалоб ежегодно.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, про­шедшие военные сборы, также вправе обжаловать в воен­ный суд действия (бездействия) органов военного управле­ния, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (п. 2 ст. 7 Закона о военных судах).

Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т. е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жа­лоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и примене­нием норм военного законодательства.

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных су­дах Российской Федерации", находит подтверждение в нор­мах вновь принятого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. Так, в ст. 25 ГПК РФ говорится: "В случаях, предусмотренных федеральным кон­ституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами".

В соответствии со ст. 31 УПК РФ к подсудности военным судам отнесены уголовные дела о всех преступлениях, со­вершенных только военнослужащими и гражданами, прохо­дящими военные сборы (п. 5, 6 ст. 31). Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указан­ных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдель­ное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим су­дом общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 УПК РФ).

В соответствии со ст. 29, 108-109 УПК РФ гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу

и продлении срока содержания под стражей в отношении во­еннослужащих и граждан, проходящих военные сборы, по­дозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В ходе досудебного производства по подсудным им уго­ловным делам военные суды правомочны рассматривать жа­лобы на постановления прокурора, следователя, органа доз­нания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к право­судию (п. 2 и 3 ст. 29; ст. 125 УПК РФ; п. 6 ст. 7 Закона о воен­ных судах). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища (п. 2. ст. 29 УПК РФ, п. 3 ст. 22 Закона о военных судах).

Согласно п. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, дислоциру­ющимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими граж­данами Российской Федерации, если:

мотренного уголовным законом, совершено на территории,

находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо

совершено при исполнении служебных обязанностей, либо

посягает на интересы Российской Федерации.

Иное не предусмотрено международным договором

Российской Федерации (п. 8 ст. 31).

Эта норма закона несколько ограничивает подсудность дел военным судам, находящимся за пределами территории России, по сравнению с ч. 4 ст. 7 Федерального конституци­онного закона "О военных судах Российской Федерации", в соответствии с которой военным судам за границей подсудны все дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами

общей юрисдикции, если иное не установлено международ­ным договором.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уров­ней - гарнизонным и окружным (флотским) - определена исходя из разграничения их полномочий по тому же принци­пу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Так, гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащи­ми и гражданами, проходящими военные сборы, за исключе­нием уголовных дел, подсудных вышестоящим военным су­дам (ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой ин­станции гражданские дела, не отнесенные к подсудности окружного (флотского) военного суда и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголов­ные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т. е. уголовные дела, подсудные областным и им равным судам. Кроме того, окруж­ной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.

В системе военных судов нет мировых судей. В соответ­ствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном рассмотрение дел мировым судьей.

Согласно Федеральному конституционному закону "О во­енных судах Российской Федерации" (п. 2, 3 ст. 9) Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья во­енного суда, если им заявлено соответствующее ходатай­ство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатай­ства обвиняемого.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 г. к подсуднос­ти Верховного Суда РФ относит уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (ст. 452).

В то же время в ст. 31 УПК РФ, регулирующей подсуд­ность уголовных дел судам разных уровней, определено, что Верховному Суду РФ, кроме дел, названных в ст. 452, могут быть подсудны также иные уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным конституционным законом и федеральным законом (п. 4 ст. 31). Следовательно, компетен­ция Военной коллегии рассматривать дела о преступлениях особой сложности и особого общественного значения при ус­ловиях, указанных в ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", сохраняет силу и после принятия нового УПК РФ.

Что же касается уголовных дел в отношении членов Со­вета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они не могут быть подсудны Военной коллегии, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приос­танавливают военную службу и исключаются из воинских пра­воотношений. Они сугубо формально считаются военнослу­жащими. Фактически же они не проходят военную службу, а осуществляют иной вид государственной службы. Порядок приостановления военной службы установлен в ст. 45 Феде­рального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассмат­ривает в первой инстанции дела об оспаривании ненорматив­ных актов Президента РФ, нормативных актов Правитель­ства РФ, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых фе­деральным законом предусмотрена военная служба, касаю­щихся прав, свобод и охраняемых законом интересов воен­нослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Как сви-

детельствует судебная практика, обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка про­хождения военной службы, реализацией отдельных положе­ний законодательства о статусе военнослужащих по обеспе­чению различными видами довольствия и другие. Ежегодно Военной коллегией рассматривается около 100 таких жалоб военнослужащих.

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федера­ции от 14 ноября 2002 г. отнес к подсудности Верховного Суда РФ новую категорию дел - гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27). По смыслу закона, такие дела, затрагивающие права, свободы и законные интересы военнослужащих, должны быть подсудны Военной коллегии Верховного Суда РФ.

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
      • Становление и эволюция российской адвокатуры
      • Статус адвоката
      • Формы организации адвокатской деятельности
      • Адвокатская палата субъекта РФ
      • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Подведомственность военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.

Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

  • к военнослужащим;
  • к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
  • либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.

В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Военнослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом...".

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: "Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы".

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым "лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания , сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются .

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 г. № 5.

Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.

Вторую категорию дел , подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.

Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).

Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

  • преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
  • преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
  • воинские преступления (ст. 331-352 УК);
  • а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

В его ст. 3 предусмотрено, что "Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы".

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:

  • военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
  • гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
  • лица, командированные в воинские формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома "Байконур" и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.12 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел , подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Подсудность уголовных дел военным судам является разновидностью персональной подсудности и регламентируется ч. 5-9 ст. 31 УПК, а также Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон о военных судах).

Военные суды РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Исходя из единства судебной системы, в своей деятельности военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции РФ. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, а также вследствие новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Правила о подсудности уголовных дел военным судом установлены ст. 31-36 УПК и ст. 7,14 и 22 Закона о военных судах.

В соответствии с законодательством установлены два критерия отнесения дел к подсудности военным судам, действующим на территории РФ: статус обвиняемого - военнослужащий, либо гражданин, проходящий военные сборы, и время совершения преступления - период прохождения военной службы или военных сборов.

В соответствии со ст. 31 УПК к подсудности военных судов отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31).

Военнослужащими являются лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" к другим войскам, органам и формированиям относятся внутренние войска МВД России, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России, СВР России, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, подсудны военным судам во всех без исключения случаях, вне зависимости от того, какое преступление и при каких обстоятельствах ими совершено.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащего имеют граждане, проходящие военную службу по контракту или по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы в войсках и воинских формированиях РФ и утрачивают его с окончанием военной службы (ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащего").

Граждане, проходящие военные сборы, в этот период также приобретают статус военнослужащих, и поэтому уголовные дела о преступлениях, совершенных ими, также отнесены к подсудности военных судов.

Уголовные дела по обвинению группы лиц, если дело в отношении хотя бы одного их них подсудно военному суду, подлежат рассмотрению военным судом.

Согласно ст. 7 Закона о военных судах военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней - гарнизонным и окружным (флотским) -определена, исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Гарнизонные военные суды являются основным звеном системы военных судов. Мировые суды в условиях воинских формирований не действуют. Поэтому гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

В соответствии со ст. 29, 108, 109 УПК гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей. В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления следователя, руководителя следственного органа и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно решения и действия (бездействия) названных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 2 и 3 ст. 29, ст. 125 УПК, п. 6 ст. 7 Закона о военных судах). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (п. 2 ст. 29 УПК, п. 3 ст. 22 Закона о военных судах).

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Они рассматривают в первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК (уголовные дела, подсудные областным и равным им судам), а также переданные в окружной (флотский) военный суд Верховным Судом РФ в соответствии с ч. 4-7 ст. 35 УПК (дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях).

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам подсудным гарнизонным военным судам (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах).

Военные окружные (флотские) суды действуют также как суды второй и надзорной инстанции. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных военных судов", а в надзорном порядке - на вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов, кроме того окружные (флотские) военные суды рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК).

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом РФ, в котором надзорными полномочиями обладает Президиум Верховного Суда РФ, как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции, и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно Закону о военных судах (п. 2 п. 3 ст. 9) Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено ходатайство о рассмотрении дела Военной коллегией, а также дела военнослужащих о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличие ходатайства обвиняемого. Последнее положение соответствует ч. 4 ст. 31 УПК, в соответствии с которой Верховному Суду РФ, кроме дел, названных в ст. 452 УПК (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда), могут быть подсудны также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом.

Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов государственной Думы, то они не могут быть подсудны Военной коллегии, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений.

Кроме того, Военная коллегия вправе рассматривать дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия действует также как суд второй инстанции в отношении решений по уголовным делам, рассмотренным окружными (флотскими) военными судами, и как суд надзорной инстанции по отношению ко всем военным судам.

Порядок определения подсудности

Определение подсудности уголовного дела осуществляется прокурором при направлении дела в суд. При этом необходимо отметить, что подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК).

Если при изучении материалов поступившего уголовного дела судьей будет установлено, что оно не относится к компетенции данного суда, он выносит постановление о направлении уголовного дела по подсудности (ч. 1 ст. 34 УПК).

Вместе с тем решение вопроса о подсудности уголовного дела может происходить не только в стадии подготовки дела к судебному заседанию, но и непосредственно в стадии судебного разбирательства. Если имеются основания для передачи дела по подсудности в суд того же уровня, то при согласии подсудимого уголовное дело может быть оставлено в производстве данного суда. Вместе с тем уголовное дело, подлежащее рассмотрению вышестоящим или военным судом, во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч. 3 ст. 34УПК).

Обеспечение быстроты и объективности рассмотрения уголовных дел предопределило невозможность споров между судами о подсудности. Уголовное дело, переданное из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию его к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК).

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам , предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

к военнослужащим,

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия дан­ной категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в дру­гих законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военно­служащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Воен­нослужащие") последнего из них говорится:

"1. Военная служба - особый вид государственной службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Феде­рации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министер­ства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российс­кой Федерации, войсках гражданской обороны.., инженерно-техни­ческих и дорожно-строительных формированиях при федеральных органах исполнительной власти.., Службе внешней разведки Россий­ской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Россий­ской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации… и создаваемых на военное время специальных формированиях.

2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…"

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.

К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии , что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 г. № 5.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие . Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

О преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением . Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) относит к ведению эти судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производ­стве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса . Они рассматривают жалобы на применение лицами, производящими до­знание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должност­ными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнос­лужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими реше­ния по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граж­дан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбиратель­ство дел и материалов, связанных с ограничениями конституцион­ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется между­народными договорами Российской Федерации.

Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формиро­вания.

Общее положение , лежащее в их основе, заключается в призна­нии того, что лица, входящие в состав российских воинских фор­мирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебни­ка), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах .

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

Преступления в местах дислокации российских воинских формирований,

Преступления против Российской федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований,

Воинские преступления (ст. 331-352 УК),

А также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам .

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.). В его ст. 3 предусмотрено, что "Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применя­ется ее законодательство и действуют ее компетентные органы".

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие "лица, входящего в состав воинских формирований". К ним отнесены:

Военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;

Гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;

Лица, командированные в воинские формирования;

Члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома "Байконур" и членами их семей (см. ч. 2 п.6.12 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сбо­ры (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона).

Для характеристики подведомственности военных судов суще­ственно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданс­кие, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.