Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Прокурор приносит протест на противоречащий закону акт. Сроки рассмотрения протеста. Прокуратура подала протест на решение гордумы после многочисленных жалоб предпринимателей

Прокурор приносит протест на противоречащий закону акт. Сроки рассмотрения протеста. Прокуратура подала протест на решение гордумы после многочисленных жалоб предпринимателей

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА (от лат potestor - заявляю, свидетельствую, публично объявляю)

одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают П.п.. вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления. предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий.восстановления нарушенного права.

П.п. приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах. Решения по необоснованному отклоненному протесту принимает вышестоящий прокурор.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного. П.п. в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного П.п. - нарушения,

допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу - 7 дней, по гражданскому- 10 дней.

Частный П.п. приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

П.п. в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу, т.е. по истечении 7-дневного срока со дня вынесения приговора по уголовному делу и 10-дневного срока относительно решения по гражданскому делу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских.органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела. Важно отметить и то. что принесение протеста Генеральным прокурором РФ на приговор суда. которым в качестве меры наказания определена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Сухарев А.Я.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА" в других словарях:

    Протест прокурора - (от лат. protestari торжественно заявлять, свидетельствовать; англ. prosecutor s protest) в РФ вид акта прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных прокурором при осуществлении прокурорского надзора.… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд… … Юридическая энциклопедия

    протест прокурора - акт прокурорского надзора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным… … Большой юридический словарь

    Акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ О Прокуратуре Российской Федерации прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Протест прокурора - Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок… … Административное право. Словарь-справочник

    ЧАСТНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА - – в гражданском процессе Ч. п. п. – процессуальное действие, выраженное в особом процессуальном документе, при помощи которого прокурор возбуждает перед вышестоящим судом вопрос о необходимости отмены или изменения не вступившего в законную силу… … Советский юридический словарь

Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 . Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля. Все это определяет деятельность прокуроров по опротестовыванию незаконных актов как чрезвычайно важное средство укрепления в стране законности, обеспечения ее единства.

Прокурор или его заместитель, приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.). В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора; принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста в случае необходимости указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные), органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста заседании.

При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Но и в этих случаях он должен учитывать реальную возможность соответствующих органов, организаций или их должностных лиц рассмотреть протест в предложенный срок.

При принесении протеста в коллегиальный орган прокурор может принять участие в его рассмотрении. В этих случаях прокурор уже в устной форме обосновывает незаконность принятого акта, разъясняет участвующим в рассмотрении протеста, каким законам противоречит принятый ими акт, общественные последствия его принятия, приводит дополнительные доводы необходимости его полной или частичной отмены, указывает формы и способы устранения причиненного вреда.

Пункт 4 ст. 23 Закона о прокуратуре предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства.

Порядок подачи протеста регламентируется ст. 23 Закона о прокуратуре. По закону прокурор либо его помощник подает заявление на возражающий законодательству акт в орган либо должностному лицу, которое выдало данный документ, или обращается в судовой орган.

Суть документа

Протест прокурора – это популярный вид реагирования на определенный акт, какой может противоречить закону. Он подается на законодательный акт, приказ в административный суд. Из-за их большого количества и реализации возложенных на них действий прокуратура каждый год выявляет много неправомерных актов. При этом они имеют право обжаловать данные постановления.

Обжалование подается от имени заявителя, действующего в границах собственной компетенции. Это значит, что подписывает обжалование должностное лицо нужного района, города, субъекта РФ либо приравненные к нему лица, либо его заместитель.

Рассмотрение протеста

Опротестование судебных решений прокурором

Особенностью кассационного производства есть то, что предметом его проверки является постановление правосудия – приговор, определение и решение судебного органа, которые должны быть законченными, аргументированными и справедливыми. Нужно понимать, что не на все постановления суда могут подаваться возражения, а только на те, которые прописаны в ч. 1 и 2 ст. 331 и в постановлении конституционного суда РФ.

Законодательная база (статья 23 ФЗ)

В ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прописывается ряд лиц, которые могут подать обжалование и по каким причинам его можно подавать. Оно будет подлежать рассмотрению не позже чем в десятидневный период с момента его подачи либо на заседании исполнительного органа.

В отдельных ситуациях, которые требуют быстрой ликвидации нарушения законов, может быть определен сжатый период производства. Так говорится в ст. 23 «О прокуратуре». Об итогах анализа обжалования немедленно извещается заявителю в письменном виде. Об окончании анализа коллегиальным органом и о дате рассмотрения дела извещается лицу, которое подало заявление об обжаловании.

Основания и порядок подачи протеста

Причинами для подачи протеста являются положения, противоречащие законодательству, необходимость приведения акта к норме соответственно с действующими законами или его ликвидации.

В постановлении должны содержаться такие реквизиты:

  • название акта, дата и место его подачи;
  • должность и ФИО заявителя, условия нарушения со ссылками на закон, нормы какого были нарушены;
  • указание лица, которым было нарушено законодательство, предложение заявителя о предоставлении взыскания;
  • название органа, куда отправляется обжалование для выполнения;
  • объяснение о праве обжалования;
  • период анализа обжалования и сообщения о его разборе;
  • должность, чин заявителя, либо того, кто будет его представлять, подпись.

Образец протеста прокуратуры

Правила подачи заявления:

  • право на подачу данного ходатайства имеют лишь прокурор и его помощник. Остальные приближенные лица могут только написать документ, но подавать его от собственного имени они не могут;
  • при определенных обстоятельствах, которые требуют быстрой ликвидации нарушений, заявитель может определить и уменьшенный период анализа документа. Ходатайство должно подаваться в определенном виде. Должно указываться, какое определение признается спорным согласно закону;
  • в документе приводятся аргументы с указанием, каким законам возражает определенный акт, и правовое основание подачи документа, а также должность лица и его чин. В документе прописывается также время его анализа;
  • ответ должен отправляться в соответственный орган в письменном виде. Подача возражения задерживает выполнение законодательного акта, постановления либо действия суда или должностного лица;
  • при анализе обжалования судебных решений заявителю заблаговременно извещается о дате и месте заседания. Заявитель имеет право участвовать в анализе обжалования;
  • документ до его анализа может отзываться тем, кто его подал, или генпрокурором. При отклонении документа или оставлении его без анализа в определенное время можно подавать в мировой суд;
  • если документ не отменят постановлением либо действием за десять дней, то заявитель может подать ходатайство в суд об отмене противоречащего законодательству акта либо постановления.

Подачи заявления

Подача ходатайства в суд останавливает действие неправомерного акта либо постановления. Анализ и решение ходатайства совершается в последовательности, какая предусматривается процессуальным законодательством. Представление обычно подается тогда, когда заявитель, проводя обследования соблюдения законодательных норм, определяет неоднократные нарушения законов Гражданского кодекса, неправомерных действий либо бездействий должностных лиц, компаний и считает нужным пересмотр дела.

Подаваться заявление может на действия либо бездействия судебного органа или руководителя в вышестоящую инстанцию. Куда подать заявление, решает прокурор, должностное лицо Генпрокуратуры, в зависимости от материалов дела, оснований нарушений.

Важно! В представлении заявитель может поставить вопрос об аннулировании определенных законодательных постановлений и о привлечении к ответственности некоторых граждан.

Правовые последствия подачи

При обнаружении в ходе совершения наблюдения за выполнением законов примет правонарушений, предусмотренных УК, должностное лицо должно ответить возбуждением уголовного дела, которое оформляется по нормам, прописанным УПК. При обнаружении незаконно задержанных лиц прокурор принимает меры к их освобождению с помощью аргументированного решения.

При выявлении военнослужащих, которые неправомерно арестованы, они освобождаются. Решение о возбуждении дисциплинарного производства подлежит выполнению соответственным органом на протяжении 10 дней с периода его подачи. Другие решения рассматриваются в течение времени, установленного прокурором.

Обратите внимание! Об итогах анализа заявления в письменном виде извещают заявителя. Протест прокуратуры до его выполнения может отзываться вынесшим его органом.

Срок рассмотрения протеста

Протест рассматривается не позже десяти дней с периода подачи – это стандартный период, какой чаще всего реализуется в ходе дела. О результатах анализа документа исполнительный орган обязан немедленно известить заявителя.

Законодательство предусматривает и сокращенный период для рассмотрения протеста прокурора в связи с обстоятельствами, требующими быстрой ликвидации нарушений закона. К таким обстоятельствам относят те, которые приводят к основательным, тяжелым последствиям, например, работа несовершеннолетних с правонарушением ТК, нарушение правил техники безопасности и т. д.

Сокращенный период нигде не устанавливается. Обычно он составляет не менее трех дней. Если нужно вмешаться немедленно, то вызывается руководитель организации и ему объявляется предупреждение, в случае неудачи предпринимается обращение в вышестоящий орган.

Обратите внимание! Должностные лица должны извещать заявителя о дате анализа обжалования. В данной ситуации нужно руководствоваться ст. 7 ФЗ о Прокуратуре.

Образец представления прокурора

Чем отличается протест от представления прокурора

Протест и отличия заключаются в том, что протест действует лишь на законодательный акт, который нарушает законодательство России, а представление – это письменный юридический вид документа-реагирования на нарушения законов. Предполагается присутствие нарушений другого характера. Представление не применяется для правовых актов.

При выдаче неправомерных актов прокурор либо его помощник может подать протест на них. Если говорится о законодательных актах, которые нарушают права ИП и юр. лиц, прокурор идет с соответственным ходатайством в арбитражный суд. Обращение прокурора в судовой орган общей юрисдикции совершается соответственно со ст. 45 ГПК, в арбитражный суд – соответственно со ст. 52 АПК.

Прокурорский надзор. Шпаргалки Смирнов Павел Юрьевич

63. Порядок внесения и рассмотрения протеста прокурора

Выявляя несоответствие или противоречие правового акта закону, прокурор вносит протест в один из следующих адресатов:

1. Орган или должностное лицо , издавшие противоречащий закону акт. Это наиболее прямой путь разрешения вопроса, поэтому по нему следуют чаще всего. Но здесь нужно, чтобы адресат был готов признать ошибочность изданного акта и согласиться с требованиями прокурора.

2. Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо. Выбираются в ка честве адресата протеста в том случае, когда сами органы или должностные лица, издавшие незаконный акт, отказываются соглашаться с требованиями прокурора и отклоняют его протест. В этой ситуации прокурор действует через вышестоящего прокурора.

3. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Прокурор вносит протест в этот адресат в том случае, когда решение вопроса об опротестовывании незаконного акта оказывается невозможным или крайне затруднительным во взаимодействии с дву мя вышеуказанными адресатами. Обращение прокурора в суд с требованием признать недействительными противоречащие закону акты регулируется процессуальным законодательством РФ, в котором не предусмотрено протеста как формы прокурорского реагирования. Поэтому прокурор направляет в суд заявление с обоснованием своих требований по отмене незаконного акта.

Закон о прокуратуре устанавливает строгий порядок рассмотрения протестов прокурора. Объекты надзора, издавшие противоречащий закону правовой акт, обязываются рассмотреть протест прокурора не в более чем в 10-дневный срок с момента поступления протеста. Сокращенный срок рассмотрения протеста может устанавливаться прокурором в случаях, когда противоречащий закону акт способен привести к значительным отрицательным последствиям.

Прокурор имеет право отозвать протест еще до его рассмотрения: этим правом прокуроры пользуются, когда незаконный акт отменяется до рассмотрения протеста, или в случаях изменения законодательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в

Из книги Гражданское процессуальное право автора

Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки 1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.2. Основаниями для рассмотрения главой местной

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.2. По результатам рассмотрения в порядке надзора

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:1) наименование суда надзорной

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его

Из книги автора

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста Заявление о морском протесте делается:– в порту Российской Федерации – нотариусу;– в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в

Из книги автора

§ 3 Процессуальный порядок рассмотрения жалобы, представления прокурора Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу (представление),

Из книги автора

Каков порядок рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора? Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу

Из книги автора

Порядок внесения платы за коммунальные услуги Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной

Из книги автора

14. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ определяется в главе 9 Конституции РФ. Положения глав 1,2 и 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ могут быть изменены (пересмотрены)

Из книги автора

Приложение 3 Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (извлечение из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации»; «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления -- на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом» Федеральный закон от 17 ноября 1995. «О прокуратуре Российской Федерации», (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)., Ст. 23. .

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако В.И. Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: Зерцало,1998. С. 123.. Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и эта точка зрения представляется обоснованной, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.

Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обязательными реквизитами являются:

  • - точное название органа, в который приносится протест;
  • - наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;
  • - конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротестованный акт;
  • - обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;
  • - четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;
  • - подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.

По мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,1998, С. 125..

По действующему законодательству, как считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры// Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ. конф. - М. 1997, С. 15.. Тем не менее, имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Опротестование прокурором незаконных правовых актов стало играть важную роль в сфере надзора за законностью правовых актов субъектов РФ. Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные государственные проблемы. В ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации. О совершенствовании деятельности прокуроров по надзору за законностью правовых актов свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ № 42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов РФ». Главная цель этого приказа, по мнению А. Мельникова, во-первых, в том, чтобы напомнить прокурорам, что опротестовываться должны все без исключения незаконные акты субъектов РФ, несмотря на наличие процедур Конституционного Суда. Во-вторых, нужно отказаться от практики принесения протестов на такие акты, если очевидно, что соответствующий представительный или исполнительный орган добровольно не удовлетворит требование прокурора. В этом случае единственно правильный способ устранения нарушений - обращение прокурора в суд. Причем не только в суд общей юрисдикции, но и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ Мельников А. Надзор за исполнением законов// Законность, 1998, № 3, С. 7..

Таким образом, протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами.