Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Теория ломброзо доказана в китае нейросетью. Ломброзо Чезаре: биография, достижения в психиатрии. Контроль физиологических реакций

Теория ломброзо доказана в китае нейросетью. Ломброзо Чезаре: биография, достижения в психиатрии. Контроль физиологических реакций

» Гениальность и безумие

Между злодейством, гениальностью и помешательством.
Теории Чезаре Ломброзо (1836-1909)

Чезаре (настоящее имя Эзекия) Ломброзо оставил след в науке как психиатр и криминалист. Родился в Вероне, умер в Турине. Находился под влиянием френологии, которая была очень распространена в 60-х годах XIX в. Несмотря на острую критику своих основных идей, он стал основателем антропологической школы уголовного права.

Начало научной деятельности Ломброзо было связано с проблемами кретинизма. Он защищает диплом в Австрии по этой теме и в 27 лет получает место преподавателя в Павийском Университете, что дает ему возможность стажироваться в лучших клиниках Вены, Турина и Парижа. Впоследствии его заинтересовали актуальные в то время проблемы психиатрии. Он одновременно возглавляет кафедру психиатрии в Павийском университете и занимает должность директора дома умалишенных в Пейзаро.

Его ключевые идеи связаны с выдвижением теории невропатии, психических аномалий выдающихся, особенно гениальных творцов, а также ролью бессознательных состояний в их деятельности. В изучении преступников он применил антропометрический метод, использовал также сведения из патологической анатомии, физиологии и психологии преступников. Это натолкнуло его на идею «врожденного преступника» (Homo Delinquens), который существенно отличается от нормального человека. Он выдвинул идею врожденности самых типов преступников (жуликов, воров, насильников и убийц).

Исследуя антропологические свойства преступников как такие, что передаются по наследству, Ломброзо сравнивает преступника с дикарем, отмечая в них общие черты, такие, как недостаток нравственности, развитых мыслительных действий. Это своеобразный атавизм преступника. Развивая теорию атавизма, Ломброзо утверждал, что преступник, как человек примитивный, отличается от обычных людей, врожденными физическими дефектами черепа. Типичный преступник становится таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения. К этому он еще добавил признаки эпилепсии и нравственного помешательства.

Рядом с врожденными преступниками он выделяет преступников случайных, совершивших преступления в силу несчастного стечения обстоятельств (криминалоиды), полупомешанных, обладающих всеми задатками преступности (матоиды), и псевдопреступников (караемых законом, но не опасных для общества). В отдельном ряду стоят политические преступления.

Типы преступников по Ломброзо

Жулик (мошенник):

Добродушная внешность, бледное лицо, маленькие глаза, кривой нос, лысая голова.

Маленький череп неправильной формы, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернут), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы, редкая борода.

Насильник:

Глаза навыкате, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый или кривой нос. Сухопарые и рахитичные. Чаще блондины, чем брюнеты, иногда горбатые.

Убийца (душегуб):

Большой череп, короткая голова (высота меньше ширины), резко выраженная лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнут вниз), квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выпяченный квадратный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Самые жестокие душегубы имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Хотя теория врожденной склонности к преступлениям сегодня признана ошибочной и ненаучной, классификация из четырех типов преступников, выделенных Ломброзо, используется и поныне.

Несмотря на острую критику своей концепции со стороны криминалистов и антропологов, Ломброзо упорно работал над своими трудами и традиционными темами: «Преступный человек» (1876), «Преступления в политике и революции» (1890), «Преступная оценка» (1893), «Новейшие успехи науки о преступниках» (1892), «Любовь и безумство» (1889) и др.

В XIX в. особое внимание обращено на личность, ее психологические проблемы. Но это было исследование, условно говоря, акцентуированных личностей. Черты нормальной, обычной личности тогда еще не интересовали психологов. Научный интерес был направлен к необычному в человеке. Но это способствовало распознаванию личностных черт и видению личности как таковой.


Типажи преступников из коллекции Ломброзо

Акцентуированные личности , к изучению которых обращались психологи, историки культуры и другие исследователи, были людьми героического типа, осуществляли титанические поступки, проявляли героизм не только в сфере военной, в «пограничных ситуациях», но и в творчестве вообще. Это были также личности преступного типа, тоже проявлявшие своего рода героизм, или же в своем суженном сознании теряли «моральный» контроль, однако считали, что прокладывают новые пути «межличностных отношений». Героизм и преступность переходят друг в друга в зависимости от влияния на общество, но по квалификации героичности или преступности в этом вопросе все зависит от установок личности, группы, общества в целом, исторического уровня его развития.

Квалификация преступного как сумасшедшего как атавизма только показывает фиксированность сознания целью, отсутствие нравственной обратной связи, рефлексии как оценки со стороны общечеловеческого. Преступность, «расчищает путь для творчества», «прогресса», является негативаций «устаревшего» вообще, как «дух отрицания», является демоническим началом в личности, которое раскрывается нередко циничным способом, квалифицируя себя как нечто сверхчеловеческое, что имеет право повелевать и действовать, исходя из чисто личных интересов.

Когда акцентуация достигает особого уровня, далеко переступая границы нормального, личность входит в патологические отношения, проявляя определенную зависимость суженного характера. Когда при этом она видит в себе значительные преимущества над обыденными проявлениями личности, создает своеобразную оправдательную идеологию своих поступков, возникает сверхчеловек, который противопоставляет себя другому с определенным пренебрежением, сосредоточивает в себе, по своему мнению, весь мировой титанизм, или титанизм Возрождения, осознает себя как титанизм, а именно ощущая в себе сверхчеловеческое. Сверхчеловек, который освобождает себя от противопоставления другому и, наоборот, включает в себя не просто другого, а общечеловеческое, чувствует в себе присутствие высшего начала, которое является святостью. Последняя уже ограничивает себя по активности отдельных поступков, является субстанциональной значимостю, переживает абсолютную самодостаточность и завершенность и вместе с тем имеет предельную индивидуализацию.

Личность, которая включает в себя общечеловеческое, активно и проблемно соотносит его со своей индивидуализированной сутью, вообще бесконечно одарена, она раскрывается в определенных творческих актах и является создателем вообще. Она концентрирует в себе все указанные черты акцентуированных личностей и их самих вообще.


Музей криминальной антропологии в Турине был основан Чезаре Ломброзо в 1898 году. Ныне там хранится более 400 черепов, которые использовались им для доказательства теории «медианной затылочной ямки» - черепной аномалии, которая, по его мнению, способствовала девиантному поведению. В коллекции также представлены рисунки, фотографии, криминальные доказательства, анатомические детали «сумасшедших и преступников» из позапрошлого века.

Таков круг личностных акцентуаций, черты которых тесно связаны между собой.

Чезаре Ломброзо раскрывает личность в состоянии большой творческой возвышенности, когда она решительно и уверенно перешагивает рамки обычного поступка. Ее необычность квалифицируется как антиморальная, но она при этом оправдывается как такая, что появилась в результате роковой антропологической наследственности. В частности, эти черты раскрываются как единство «гениальности и помешательства (безумия)», ведь, по его мнению, только такое сочетание черт может дать исторически значительную личность.

В своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство» (1864) Ломброзо решает вопросы подобия гениальных и психически больных «в физиологическом отношении» людей, исследует влияние атмосферных явлений на гениев и психически больных, которые одинаково остро чувствуют это влияние, пишет о влиянии метеорологических явлений на рождение гениальных людей, подтверждает влияние расы и наследственности на появление гениальности и психических болезней. Он исследует гениальных людей, страдавших психическими болезнями (Гарингтон, Свифт, Коуацци, Руссо, Ампер, Шуман). Он отмечает особенности сочетания гениальности и психических болезней среди поэтов, юмористов, артистов, графоманов, пророков, революционеров, в частности, уделяет внимание Дж. Савонароле и Лазаретти.

Как научный материал Ломброзо использует в своих исследованиях автобиографии психически больных людей, их литературные произведения.

Выводы, которые он делает из своих исследований, не подтверждают обязательности связи гениальности и безумия. Однако психические состояния представителей обеих групп несколько схожи меж собой. «В бурной и длительной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди проявляют больше подобия с сумасшедшими, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт. Например, усиленная чувствительность, экзальтация, меняющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и использования особенных выражений, сильная рассеянность, склонность к самоубийству и наконец большое самоуважение». Хотя, Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур - люди несомненно гениальные, не проявляли, однако, признаков безумия. Кроме того, Ломброзо отмечает, что гениальность проявляется значительно раньше, чем психические заболевания. В этом вопросе он относится с доверием к исследованиям Т. Рибо.

Если психические заболевания передаются по наследству, то гениальность умирает вместе с ее носителем - индивидом. Выдающиеся умственные способности у больных слишком односторонни. Больные не имеют настойчивости в решении задач, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - черт, наиболее присущих гению. Они не проявляют сочувствия к другим людям. Гении спокойно, с осознанием собственных сил неуклонно шли избранным путем к высокой цели, проявляя твердость духа в несчастьях, не становясь рабами своих страстей. Такими были Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Ломброзо дает им такую характеристику: всем им был присущ сильный, гармонично развитый череп, что свидетельствует о силе мыслительных способностей, подкрепленных мощной волей. Они никогда не предавали своих убеждений, не становились ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не отрекались начатого дела. Всем им была присуща цельность характера.

К патологическим признакам деятельности Ломброзо относит чрезмерную тщательность проработки материала, злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного цвета в рисунке и чрезмерное влечение к новациям, что является выражением псевдооригинальности. В литературных произведениях и научных статьях имеющиеся претензии на остроумие, чрезмерная систематизация, намерение выставлять на первый план свою личность, логика изложения замещается эпиграммой и везде непреодолимое влечение к оригинальности, которое, однако, не реализуется.

Ломброзо выражает опасения относительно судьбы народов, управляемых такими патологическими личностями. Они пытаются вещать в стиле библейского лаконизма. Среди них немало шарлатанов, хотя они сами этого не осознают. Этих психопатов он называет матоидами. Это мнимые реформаторы, которых следует остерегаться, ведь они имеют большое влияние на окружающих. Эти психопаты все время настойчиво вмешиваются в социальные проблемы, и могут также пойти и на политические убийства.

Сумасшедшие и психопаты с определенными признаками гениальности, или без них, оказывали большое влияние на толпу, провоцировали политические движения. Другие - настоящие гении и сумасшедшие (среди них Ломброзо называет Магомета, Лютера, Савонаролу, Шопенгауэра) - имели в себе силы задержать развитие народов и даже оказались учредителями религии или секты.

Человечество должно остерегаться «блестящих гениальных призраков» - так завершает Чезаре Ломброзо свой анализ параллельных черт гениев и психически больных людей.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. - Киев, Лыбидь, 2002

Карточки Ломброзо: типичный преступник, ставший таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения.

Карточки Ломброзо: преступники, узнаваемые типы «беженцев» современной Европы.

Чезаре Ломброзо (Цезарь Ломброзо , итал. Cesare Lombroso ) - знаменитый итальянский судебный психиатр, антрополог и криминалист, основоположник антропологической школы в криминологии, открыл врождённый характер тяги к преступлениям, обусловленный, по его мнению происхождением недочеловека-преступника (современного дикаря) от дегенеративных преступных предков или принадлежностью к женскому полу, более подверженному атавистическому и антисоциальному поведению; тем самым Ломброзо опровергал социальные факторы, и объяснял поведение человека наследственностью. Изучал феномен этнической гениальности евреев .

Происхождение

Образование

Вначале Ломброзо изучал под руководством профессора Марцоло еврейскую письменность, иврит, арабский, арамейский и китайский языки; изучал литературу, лингвистику и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа; но затем заинтересовался психиатрией, окончил медицинский факультет университета в Павии и посвятил себя медицине, сосредоточив своё внимание на изучении ненормальных - в положительную и отрицательную сторону - типов органического мира.

Карьера

Скончался 19 октября 1909 года в Турине.

Труды

  • Ricerche sul cretinismo in Lombardia, (Gazz. Medico, Italiana, No.13, ) - «Исследования по кретинизму в Ломбардии »
  • Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - Milano: Tipografia e Libreria di Giuseppe Chiusi, editore, . - 46, p. - «Гений и безумие »; в русском переводе - «Гениальность и помешательство »
    (последующее издание: Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - 3a edizione ampliata con 4 appendici: i giornali dei pazzi, una biblioteca mattoide, i crani dei grandi uomini, polemica. - Milano: U. Hoepli, 1877. - VIII, 194 p. )
    • Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помеш.: С портр. авт. … / Ц. Ломброзо; Пер. с 4 итал. изд. [и предисл.] К. Тетюшиновой. - Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1885. - , II, VIII, 351 с.
    • множество современных изданий:
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г. Тетюшиновой]. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 397, с. ISBN 978-5-7905-4356-2
      • Гениальность и помешательство: [перевод с итальянского] / Чезаре Ломброзо. - СПб.: Ленинградское изд-во, 2009 (СПб.: ИПК «Ленингр. изд-во»). - 364, с. ISBN 978-5-9942-0238-8 (в пер.)
      • Гениальность и помешательство [Текст] / Чезаре Ломброзо. - М.: Академический проект , 2011. - 237, с. - (Психологические технологии). ISBN 978-5-8291-1310-0
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 348 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38813-2
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 352 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38815-6
      • Гениальность и помешательство. От гениальности до безумия один шаг?.. [Текст] / Чезаре Ломброзо; [пер. с итал. Г. Тетюшиновой]. - Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 397, с. - (Мировой бестселлер). ISBN 978-5-386-02869-5 (в пер.)
  • L’uomo bianco e l’uomo di colore. Letture sull" origine e le varietà delle razze umane. - Padova: F. Sacchetto, . - 223 p. - «Белый человек и цветной человек. Чтения о происхождении и разнообразии человеческих рас »
  • L’Uomo delinquente, ( ; L"uomo delinquente in rapporto all" antropologia, alla giurisprudenza ed alle discipline carcerarie: aggiuntavi La teoria della tutela penale del Prof. Avv. F. Poletti / Cesare Lombroso; Francisco Poletti. - 2 ed. - Torino: Bocca, . - 746 p. ) - «Преступник »; в русском переводе - «Преступный человек »
    • Преступный человек: [пер. с ит.] / Чезаре Ломброзо. - М.: Эксмо; МИДГАРД, 2005 (СПб.: АООТ Твер. полигр. комб.). - 876, с.: ил., портр., табл.; 24 см. - (Гиганты мысли). ISBN 5-699-13045-4
  • L’amore nel suicidio e nel delitto, . - «Любовь и помешательство »
    • Любовь у помешанных: Для врачей и юристов / Cesare Lombroso, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. д-ра мед. Н. П. Лейненберга. - Одесса: тип. «Одес. новости», 1889. - 41 с.
    • Половая психопатия: (Любовь у помешанных) / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. и изд. д-р мед. Н. П. Лейненберг. - 2-е рус. изд. - Одесса, 1908. - 46 с.
  • L’Uomo di genio, . (L"Uomo di genio in rapporto alla psichiatria, alla storia ed all"estetica. - 5a edizione del "Genio e follia", completamente mutata... . - Torino: fratelli Bocca, 1888. - XX, 488 p. ) - «Гениальный человек »
  • Palimsesti del carcere; raccolta unicamente destinata agli uomini di scienza. - Torino: Bocca, 1888. - 328 p. - «Тюремная писанина, Исследование тюремных надписей »
  • Il delitto politico e le rivoluzioni in rapporto al diritto, all"antropologia criminale ed alla scienza di governo / Cesare Lombroso, Anthropologe Mediziner Italien; Rodolfo Laschi. - Torino: Bocca, . - 10, 555 p. - (Biblioteca antropologico-giuridica. Serie 1, vol. 9). - «Политическая преступность » в соавторстве с Родольфо Ляски
    • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: В 2 ч. / Ломброзо и Ляски; В пер. К. К. Толстого . - Санкт-Петербург: С.-Петерб. коммерч. типо-лит. Виленчик, . - 255 с.
      • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке = Politicalcriminality and revolution with respect to law, criminal anthropology and state science: В 2 ч. / Ч. Ломброзо, Р. Ляски. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 472 с. ISBN 5-94201-200-8
  • L’anthropologie criminelle et ses récents progrès . - Paris: F. Alcan, 1890. - (Bibliothèque de Philosophie contemporaine).
    • Новейшие успехи науки о преступнике = (L’Anthropologie criminelle et ses re’cents progre’s par C. Lombroso) / Cesare Lombroso; Пер., с разреш. авт., под ред. и с предисл. магистра уголовного права Л. М. Берлина, д-р С. Л. Раппопорт. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1892. - , 160 с.
  • La Donna delinquente, - «Преступница »
    • Женщина преступница и проститутка / C. Lombroso & G. Ferrero; Пер. [и предисл.] д-ра Г. И. Гордона. - Киев; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897 (Киев). - , 478, IV, VII с.
      • Женщина преступница и проститутка: [Перевод / Ч. Ломброзо, Г. Ферреро ; Предисл. В. С. Чудновского]. - Ставрополь: Изд-во Торбы, 1991. - 223, с. ISBN 5-87524-002-4
      • … - АВАН-И, 1994. - 220 с. ISBN 5-87437-004-8
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 320 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38835-4
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 317 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38832-3
  • L’origine du baiser, 1893 (La Nouvelle Revue 1893/06, A13, T83)
    • Происхождение поцелуя = (Cesare Lombroso - «L’origine du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: В. Вроблевский, ценз. 1895. - 15 с.
  • Le piu recenti scoperte ed applicazioni della psichiatria ed antropologia criminale /C. Lombroso. - Torino; Firenze; Palermo; Messina; Catania; Roma: Fratelli Bocca, 1893. - 431 p.
  • Gli anarchici: con 2 tavole e 5 fig. nel testo. - Torino: fratelli Bocca, . - 95, p. - «Анархисты, исследование по криминальной психологии и социологии »
    • Анархисты: Кримин.-психол. и социол. очерк / Ц. Ломброзо; Пер. с 2 итал. доп. изд. Н. С. Житковой. - Лейпциг; Санкт-Петербург: «Мысль» А. Миллер, 1907 (Одесса). - 138 с.
  • L’Antisemitismo e le scienze moderne, - «Антисемитизм в свете современной науки »
    • Антисемитизм / Чезаре Ломброзо; Пер. с ит. Г. З.; Вместо предисл. ст. О. Я. Пергамента : «Еврейский вопрос и народная свобода». - Одесса: Трибуна, ценз. 1906. - , VI, 73 с.
    • Антисемитизм и современная наука / Чезаре Ломброзо; Пер. с итал. Ефрема Пархомовского. - Киев: Ф. Л. Иссерлис и К°, 1909. - 146 с.
      • … - Крафт+, 2002. - 360 с. ISBN 5-93675-038-8
  • Genio e degenerazione, (Remo Sandron, Palermo), . - «Гениальность и деградация »
  • Le crime, causes et remédes, . - «Преступление, его причины и способы искоренения »
    • Преступление / C. Lombroso; Пер. д-ра Г. И. Гордона. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1900. - 140 с.;
      • Преступление [Текст]; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Чезаре Ломброзо; [предисл. В. С. Овчинский ]. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - VI, 313, с.: табл.; 22. - (Библиотека криминолога). ISBN 978-5-16-001715-0
Другие издания работ на русском языке
  • Безумие прежде и теперь: Пер. с ит. / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897. - 43 с.
  • Мое посещение Толстого / Цезарь Ломброзо. - Carouge (Geneve): M. Elpidine, 1902. - , IV, 13 с.
  • Психология поцелуя: (Cesare Lombroso - «Psycologie du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: Ф. И. Митюрников, 1901. - 27 с.

См. также

Источники

У каждого из нас есть свой стереотип, как должен выглядеть маньяк. А ведь далеко не каждый (к счастью) видел этого самого маньяка. Но почему так?! Вполне возможно, что мы насмотрелись фильмов-сериалов про бандитов, и у нас сложилось мнение именно благодаря актерам, игравших роли маньяков. А может все дело в том, что в нас живут отголоски теории Чезаре Ломброзо.

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что бандитами уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей - все это выдает преступника.

Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.

Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались. Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую. Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Методы измерения черепа использовали нацисты в концентрационных лагерях перед отправкой людей в печи. И хоть психиатр умер задолго до этого, все таки пятно на его теории из-за этого факта было поставлено.

Приобрел известность в XIX в. благодаря своим утверждениям о том, что он обнаружил причину криминального поведения людей. Его основная работа L’Uomo delinquente («Преступник») была опубликована в 1876 г. Он стал автором многих других работ, в том числе «Преступление, его причины и способы искоренения» (1899 г.).

Ломброзо: теория врожденного преступника

В своих книгах итальянский врач-психиатр и основатель криминологии утверждал, что анатомические исследования тел уголовников после их смерти показали их физическое отличие от нормальных людей. По его словам, они обладают стигматами (знаками), которые представлены аномального размера черепами и челюстями. Ломброзо даже утверждал, что способен различить тип злоумышленника по его физическим характеристикам. Работа «Преступник» выдержала шесть изданий.

По этой причине он по-прежнему считается одним из основоположников современной криминологии, хотя некоторые из них более склонны забывать об этом, не желая прощать поздние исследования явлений, касающихся призраков и духов. Настолько, что многие считают, что лжепрозная псевдонаука, а не наука.

Череп и внутренняя затылочная ямка. В музее Чезаре Ломброзо в Турине есть не безразличная коллекция черепов, оружия преступления и многое другое, что должен посетить криминолог. Его первый случай касается разбойника Джузеппе Виллеллы, на котором Ломброзо провел вскрытие в поисках затылочной ямочки.

Со временем и под влиянием зятя Гульельмо Ферреро теория Ломброзо была дополнена суждением о том, что социальные факторы также являются причиной правонарушений, и что вся преступность не является врожденной.

Концепция атавизма

Больше всего теория Чезаре Ломброзо применяет термин «атавизм». Автор использовал его в отношении лиц, которые не были полностью развиты. Он считал таких людей «откатом» к более ранним формам человека или приматам. Он основывал это представление на своих выводах о том, что в черепах, мозге, других частях скелета, мышцах и внутренних органах преступников имеются анатомические особенности.

В этот момент Ломброзо начал искать ту же ямочку в черепах сумасшедших, девиантов, преступников и преступников. Конечно, как вы легко можете себе представить, если вы ищете определенную вещь, вы, как правило, найдете ее. Проблема заключалась в том, что Ломброзо систематически игнорировал те черепа, которые, хотя и принадлежали к преступникам, не представили внутреннюю затылочную ямку.

Ломброзо изучал лица прежде всего. По его словам, большие челюсти, сильные клыки, высокоразвитые медиальные резцы, выступающие скулы, заметные брови, измельченный нос и прогнатизм были симптомами некоторого отклонения. По сути, преступник носил знаки его «болезни», написанные в лицо, видимые всем.

История возникновения

Теория Ломброзо появилась, когда он проводил вскрытие тела известного итальянского преступника по имени Джузеппе Вильела. Исследуя его череп, он заметил, что некоторые характеристики (в частности, депрессия на затылке, которую он назвал средней затылочной ямкой) напомнили ему черепа представителей «низших рас» и «низших видов обезьян, грызунов и птиц». Он пришел к выводу о том, что основные причины криминальных наклонностей имели органическую природу - наследственность была ключевой причиной девиантности. Термином, которым итальянский криминолог пользовался для описания признаков далеких предков человека, был «атавизм».

Ломброзо, как уже упоминалось, работал в эпоху позитивизма, поэтому было нормально, что он будет искать научные данные даже там, где их не было, чтобы попытаться привести в порядок даже хаос. За гранью он изучал, как уже упоминалось, череп и был антологией измерений. Появилась краниометрия. Кости были измерены, и Ломброзо установил, что было нормально, а что нет.

Нахождение метода борьбы с преступностью и преступников было актуальным. Если его находки оказались правдивыми по всем направлениям, то введение преступников внутрь было бы игрой ребенка: этого было достаточно, чтобы измерить череп, голову, с помощью соответствующего инструмента.

«Врожденные преступники», таким образом, рассматривались Ломброзо в его самых ранних сочинениях как подвид человека. В более поздних работах, однако, он начал рассматривать их не как эволюционный пережиток, а больше в плане задержки развития и вырождения.

Криминология

Теория прирожденного преступника Ломброзо основывалась на биологическом детерминизме: уголовники имеют свои особенные физиогномические атрибуты или уродства. Физиогномика пыталась оценить характер и личность по физическим чертам лица или тела. По мнению основателя криминологии, в то время как большинство людей эволюционирует, злоумышленники деградируют, и поэтому представляют собой социальный или эволюционный регресс.

Естественно, метод не удался. И Ломброзо, между прочим, был обвинен многими в том, что он был фанатиком нацистского фашизма, даже если на самом деле ученый был далек от этих позиций. Это правда, что некоторые из его работ впоследствии использовались экономно. Верно и то, что иногда, пересекая некоторые уродливые лица, лучше слушать инстинкт и менять тротуар.

Мысль о Чезаре Ломброзо: Позитивная школа

Вы можете скачать эту полную версию бесплатно. В Турине, напротив парка Валентино, есть строгий корпус, Палаццо анатомических институтов Университета, в котором, помимо прочего, находится музей криминальной антропологии «Чезаре Ломброзо». Было ясно, что вместо этого музей будет использоваться, чтобы рассказать и документировать научную систему, которая теперь преодолена, и это вернулось.

Теория Ломброзо о внешности преступника предполагала наличие у него физических атавистических стигматов, таких как:

  • большие челюсти;
  • низкий скошенный лоб;
  • косая проекция челюсти;
  • высокие скулы;
  • сплюснутый и вздернутый нос;
  • уши в форме ручки чашки;
  • орлиный нос или мясистые губы;
  • жесткий бегающий взгляд;
  • куцая борода или плешь;
  • нечувствительность к боли;
  • длинные руки по отношению к нижним конечностям.

Ломброзо сосредоточился на предполагаемой научной методологии в целях выявления криминального поведения и изоляции лиц, способных на самые жестокие преступления. Он выступал за изучение людей с помощью измерений и статистических методов при сопоставлении антропологических, социальных и экономических данных.

Италия. В Павии он работал в клинике психиатрии и антропологии, проводил исследования по пеллагре и кретинизму. Ломброзо был также директором приюта в Пезаро, а затем стал обычной судебной медициной в тюрьме в Турине, где он углубил свое обучение заключенных за свои теории о преступности. Для определения мысли Чезаре Ломброзо и его теорий обычно упоминается одна из его знаменитых фраз.

Преступник является атавистическим существом, которое воспроизводит на собственном лице свирепые инстинкты первобытного человечества и низших животных. У Ломброзо была возможность проанализировать трупы многих разбойников, убитых на юге Италии, и отправиться в Пьемонт, изучая размеры и форму черепов. Поэтому он пришел к выводу, что некоторые соматические черты возвращены первобытному человеку. В своих исследованиях он писал, что преступники были носителями наследственных и антисоциальных черт с рождения.


Теория Ломброзо: типы преступников

Проведя последующие исследования и более тщательный статистический анализ, итальянский криминолог модифицировал свою теорию. Он продолжал определять атавистические стигматы и, кроме того, выделил два других вида злоумышленников: безумного и «криминалоида». Хотя умалишенные преступники и обладали некоторыми стигматами, врожденными Ломброзо их не считал. По его мнению, они стали такими в результате «изменений мозга, которые полностью расстроили их моральную природу». К невменяемым злоумышленникам он относил клептоманов и растлителей. Криминалоиды не имели ни одной физической особенности врожденных или сумасшедших преступников и начали заниматься криминальной деятельностью не сразу, как правило, совершая менее тяжкие правонарушения. Позднее Ломброзо классифицировал их как габитуальных злоумышленников, ставших такими в результате контакта с другими уголовниками, злоупотребления алкоголем или других неблагоприятных обстоятельств.

Таким образом, он создал псевдонауку, теперь считающуюся необоснованной, которая ссылалась на френологию, еще одну псевдонаучную доктрину, согласно которой психические функции каждого человека будут зависеть от определенных областей мозга и формы черепа.

Исследования заставили Ломброзо сделать различные выводы, даже экстремальные. Поскольку, согласно его теориям, преступник был таков в силу своей физической конформации, по своей природе, невозможно было реабилитировать ее и сделать ее «безвредной» для общества. Таким образом, единственными возможными альтернативами были клинико-терапевтический подход и, в частности, смертная казнь. Ломробрусское исследование также привело к выявлению некоторых конкретных категорий правонарушителей: случайных, которые случайно нарушали закон; привычки, которые начинались как случайные, и приходили к многочисленным рецидивистам и латентникам, то есть тем, у кого еще не было возможности совершить преступление.

Он был сторонником гуманного обращения со злоумышленниками, выступая за изоляцию атавистических, врожденных преступников от общества для их собственной защиты и защиты общества, за реабилитацию тех, кто уголовником не родился, и против смертной казни.

Исследование женщин

Теория преступников Ломброзо не ограничивалась мужчинами. Его исследования лиц слабого пола начались с измерения женских черепов и фотографий, целью которых были поиски атавизмов. Он пришел к выводу, однако, что женщины-уголовницы были редки, и у них наблюдались лишь незначительные признаки вырождения, потому что они «эволюционировали меньше, чем мужчины, из-за неактивного характера их жизни».

Тогда была категория преступников по страсти, те, кто совершил преступления в альтруистических целях и которые часто обращались к самоубийству. Благодаря образованию, объяснил Ломброзо, удалось сократить количество преступлений, связанных с кровью, что, однако, связано с большей частотой случаев мошенничества и сексуальных преступлений. С этой точки зрения религия не влияла на преступное поведение. Алкоголизм, пеллагра, цинга и другие условия из-за бедности вместо этого оказали определенное влияние на преступные деяния.

На протяжении всей своей академической карьеры Ломброзо производил огромное количество исследований, исследований и анализа криминального поведения и связи с конкретными физическими характеристиками людей. У него была заслуга стимулирования других исследователей к борьбе с криминологией с современной точки зрения, хотя его работа не смогла адекватно продемонстрировать его гипотезы и реализовать несколько серьезных ошибок, связанных с постановкой его исследований, несмотря на научную работу Ломброзо был богат углубленным и достоверным анализом.

Итальянский криминолог утверждал, что природная пассивность удерживает их от нарушения закона, так как им не хватает ума и инициативы, чтобы стать преступницами.


Кортикальная дисплазия и эпилепсия

Теория Ломброзо поддерживала общее происхождение преступности, гениальности и эпилепсии как следствия нарушения эмбрионального развития центральной нервной системы (ЦНС) с преимущественным поражением вышестоящих нервных центров. В 1896 г. вместе со своими коллегами итальянский ученый первым описал наблюдения дисплазии коры головного мозга у пациентов, страдающих эпилепсией.

Предпосылки научного анализа делинквентности

Следует, однако, помнить, что теперь доказано, что как условия окружающей среды, так и гены влияют на физический облик человека, но это не оказывает прямого влияния на поведение.

Философия языческой религии

Нравственное происхождение криминальных идей Чезаре Ломброзо и основы итальянского Уголовно-процессуального кодекса. Суеверие симпатической магии прошло как наука. Сегодня мы знаем, что окружающая среда и гены влияют на поведение человека. В теории Ломброза, согласно которой поведение было выявлено анатомическими и физическими конформациями, сегодня идея противоположна тому, что поведение определяется субъективными ответами на окружающую среду, учитывая собственное наследие генов.

Антропологическая теория Ломброзо, по его же мнению, требовала подтверждения путем прямого наблюдения за больными, используя антропологические, социальные, нейрофизиологические, экономические и патоморфологические данные. В сотрудничестве со своим учеником Луиджи Ронкорони он описал преобладание гигантских пирамидных нейронов и полиморфных клеток в сером веществе фронтальной коры у 13 эпилептиков. Большинство крупных пирамидных нейронов были организованы бессистемно, а их апикальные дендриты имели патологическую направленность. Количество нервных клеток было заметно снижено, и наблюдался обильный глиоз. Кроме того, зернистые слои у большинства больных были значительно меньше или отсутствовали, и множество нервных клеток присутствовало в белом веществе подкорки. В образцах преступников и здоровых лиц контрольной группы этого никогда не наблюдалось. Ломброзо и Ронкорони объяснили свое открытие как доказательство остановки развития ЦНС. Таким образом, более века тому назад Чезаре Ломброзо и его единомышленники описали поражения лобной коры у пациентов с эпилепсией, соответствующие дисплазии Тейлора.

Проблема заключается не в объектах, которые выявляют или определяют поведение человека как ответ на экологические ходатайства или анатомические или физические конформации, а от того, как мы рассматриваем эти ответы в контексте трансформации человека и его жизни в мире. он находится в «моральной ценности», что переводится как «юридическая норма», за которым следует социальное действие , которое посредством награды или осуждения определяет моральное качество действия личности.

Как общество думает о действии, как мы делаем это действие в Природе, какие социальные реакции на действие? Как морально настроены индивидуальные действия? И к этому мы добавляем: как они используются пропагандой СМИ в соответствии с их конкретными интересами, время от времени подчеркивая конкретные аспекты действия в соответствии с их личным удобством, ориентировать общественное мнение?


Психиатрия и проблема гениальности

В 1889 г. Ломброзо опубликовал работу «Гениальный человек», в которой он утверждал, что художественный гений является видом наследственного безумия. Для того чтобы поддержать эту мысль, он начал собирать большую коллекцию «психиатрического искусства». В 1880 г. он опубликовал на эту тему статью, в которой выделил тринадцать типичных черт «искусства душевнобольных». Хотя его критерии считаются сегодня устаревшими, теория Ламброзо вдохновила последующих исследователей, в частности Ганса Принцхорна.

Поскольку считается, что данное действие входит в сферу уголовного права, не имеет значения, определяется ли оно генами, окружающей средой или анатомическими или физическими конформациями. Это действие всегда настроено в уголовной сфере и не вставляется в контексте необходимости.

Человек, который думает о действии, является истинным субъектом анализа философии, а не действием, отчужденным человеком или субъектом, который его выполняет. Если мы не хотим отчуждать действия от человека и думать о действиях сами по себе, но в этот момент мы должны лишить его моральных или юридических признаков, поскольку моральные или юридические символы не применяются к действию, но применяются только в человеческой сфере и, следовательно, в человеке.

Ломброзо в 1889 г. описал свое отношение к проблеме гения и обычного человека следующим образом. Появление одного великого гения более чем эквивалентно рождению сотен бездарей. Здравый смысл идет по проторенному пути, а гений - никогда. Вот почему толпа, не всегда без причины, готова относиться к великим людям как к лунатикам. Гениальность является одной из многих разновидностей безумия.

Мы можем говорить о действии сами по себе, но действие само по себе не имеет моральных или юридических коннотаций. Действие включает в себя вариации подарка, который реагирует на действие, адаптируя себя посредством действий, выраженных в отношении действия.

Действие является носителем необходимости в себе. Необходимость сама по себе не может быть прослежена до моральных причин или юридических условий, за исключением случаев, когда действие совершается в зависимости от воли субъекта, который подпадает под моральную или юридическую норму. С моральной или юридической точки зрения действие никогда не осуждается, а субъект, который его выполняет, и только если субъект, который его выполняет, подчиняется закону или моральному состоянию.


Проблемы с некоторыми из постулатов

Биологические теории Ломброзо страдали от социал-дарвинистского высокомерия. В частности он поддерживал догенетическую концепцию эволюции как «прогресса» от низших форм жизни к высшим вместе с предположением, что более «продвинутые» человеческие черты позволят их носителям жить в иерархическом урбанизированном обществе, сильно отличающемся от условий, в которых человеческие существа эволюционировали.

Выявление потребности или необходимого набора, из которого возникла необходимая срочность действия, позволяет нам понять динамику действий и условия, создаваемые действиями, которые будут развивать условия других действий в качестве реакции на действия.

Субъект, который считает, что действие отличается от действия и предмета, который мы видим в действии, действие отличается от субъекта, который смотрит и воображает причинное целое, из которого возникает необходимость действия. Это различие тем более важно, чем больше силы, которые стремятся сгладить действия в рамках моральных или юридических границ, единственной целью которых является контроль действий и его последствий в целом, которые нравственная норма и юридическая норма намереваются контролировать.

В попытке предсказать рост преступности по форме черепа и другим физическим характеристикам злоумышленников он фактически создал новую лженауку - судебную френологию. Ломброзо и его единомышленники первыми в мире описали и объяснили разновидность эпилепсии, известную сейчас как дисплазия Тейлора. Однако они использовали свои наблюдения для поддержки научных заблуждений, касающихся взаимосвязи между преступностью, эпилепсией и гениальностью.

Чем больше мы подходим к действию, которое имеет тенденцию вмешиваться в жизнь человека, тем больше должно быть различие между действием и субъектом, который выполняет действие. Это происходит потому, что, хотя действие можно проследить до экзистенциальной сферы, в которой мораль и юридическое правило исключено, субъект, который считает, что действие входит в сферу нравственности или в юридическую сферу, если его действие является ответом на действия, которые, в свою очередь, входят в сферу нравственности и в сферу юридического имени.

Если мне достаточно человека, и этот человек раскалывает мое лицо: где акт насилия, кто из двух совершает насилие? Моральная концепция такова, потому что она содержит субъекта, который принимает действие в самом действии. Действие в моральном определении отчуждается от необходимого целого, для которого субъект выполняет его, а моральное порицание имеет функцию предотвращения субъекта от психического удовлетворения, инстинктивного движения, для действия, действующего в действии.


Наследие

Хотя Ломброзо был пионером научной криминалистики и его работа была одной из причин появления в начале ХХ века евгеники, его исследования перестали рассматриваться как адекватная основа современной криминологии. Однако такие дисциплины, как психиатрия и аномальная психология, сохранили идею обнаружения причин преступности полностью внутри человека в полной оторванности от окружающих социальных условий и структур.

Пионер криминологии

Чезаре Ломброзо является исторической фигурой и основателем итальянской школы позитивистской криминологии, которая включает Энрико Ферри (1856-1929) и Рафаэля Гарофало (1851-1934). Они отказались от концепции свободы воли и идеи равенства, высказываемых классицистами, согласно которым человек путем свободного выбора принимает рациональное решение вести себя как преступник, и заменили их детерминизмом.

Ломброзо разработал концепцию «атавистических», или врожденных, уголовников, основываясь на антропометрических измерениях. Хотя научная обоснованность концепции была поставлена под сомнение другими криминологами, достижения Ломброзо способствовали переключению внимания с правового изучения преступности на научное изучение преступника. Эта новая научная криминология основывалась на экспериментальном методе эмпирического обнаружения и исследования фактов. Получение знаний стало основываться на тщательных длительных систематических наблюдениях и научном анализе.

В своих поздних работах Ломброзо различал врожденных правонарушителей и тех, кто нарушил закон по обстоятельствам. Он отмечал важность разделения этих типов с точки зрения эффективности наказания, выступал за гуманное отношение к преступникам и ограничение применения смертной казни.

Ломброзо Чезаре - знаменитый криминалист, психиатр и социолог. Является родоначальником итальянской школы криминальной антропологии. В этой статье будет описана его биография.

Юность и учёба

Ломброзо Чезаре родился в Вероне в 1836 году. Семья мальчика была довольно состоятельной, так как имела в собственности много земель. В юности Чезаре изучал китайский и семитские языки. Но у него не получилось сделать спокойную карьеру. Заключение в крепость по обвинению в заговоре, материальные лишения, участие в войне пробудили в молодом человеке интерес к психиатрии. Первые статьи по этой теме Чезаре опубликовал в 19 лет, проходя обучение на медицинском факультете (университет в Павии). В них будущий психиатр рассказывал о проблеме кретинизма. Молодой человек самостоятельно освоил такие непростые предметы, как социальная гигиена и этнолингвистика. В 1862 году ему присвоили звание профессора медицины, а позже - криминальной антропологии и юридической психиатрии. Также Ломброзо возглавил клинику душевных заболеваний. Решающую роль в его интеллектуальном формировании сыграла Главный её постулат - утверждение приоритета научного знания, которое было получено экспериментальным путём.

Антропологическое направление

Чезаре Ломброзо является основателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Основные черты данной тенденции в том, что в криминологию необходимо ввести метод естествознания - наблюдение и опыт. А должна стать центром изучения.

Первые антропометрические исследования

Они были проведены учёным в 60-х годах девятнадцатого века. Чезаре работал тогда врачом, а также участвовал в компании по искоренению бандитизма на юге Италии. Собранный профессором статистический материал стал огромным вкладом в развитие криминальной антропологии и социальной гигиены. Учёный проанализировал эмпирические данные и сделал вывод о том, что плохие социально-экономические условия жизни на юге Италии способствовали рождению в этой области людей психически и анатомически аномального типа. Другими словами, это обычные преступные личности. Данную аномальность Чезаре выявил путём психиатрической и антропометрической экспертизы. На основе этого и была сделана прогностическая оценка динамики развития преступности. Своим концептуальным подходом учёный оспорил позицию официальной криминологии, которая возлагала ответственность только на человека, нарушившего закон.

Краниограф

Ломброзо самым первым из исследователей применил антропометрический метод, используя краниограф. Этим прибором Чезаре измерял размеры частей головы и лица подозреваемых. Результаты были опубликованы им в труде «Антропометрия 400 нарушителей», увидевшем свет в 1872 году.


Теория «прирождённого преступника»

Учёный сформулировал её в 1876 году. Именно тогда вышел его труд «Преступный человек». Чезаре считает, что правонарушителями не становятся, а именно рождаются. То есть, согласно Ламброзо, преступление - это такое же естественное явление, как смерть или рождение. Профессор пришёл к такому выводу, сопоставляя результаты исследований патологической психологии, физиологии и анатомии преступников с их По его мнению, правонарушитель является дегенератом, отставшим в своём развитии от эволюции нормального человека. Такой индивид не может контролировать собственное поведение, и самый лучший выход - избавиться от него, лишив жизни или свободы.

Также есть классификация правонарушителей, сформулированная Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, такие: жулики, насильники, воры и душегубы. Каждый из них имеет врождённые особенности атавистического характера, которые свидетельствуют о наличии уголовной склонности и об отставании в развитии. Профессор выделил стигматы (физические характеристики) и психические черты, наличие которых поможет идентифицировать личность, наделённую с рождения преступными наклонностями. Главными признаками правонарушителя Чезаре считал взгляд исподлобья, большие челюсти, низкий лоб, сморщенный нос и т. д. Их наличие позволяет идентифицировать преступника ещё до совершения им самого злодеяния. В связи с этим учёный требовал привлекать в судьи социологов, антропологов и врачей, а вопрос о виновности заменить вопросом о социальной вредности.

Кстати, в данный момент антропометрические измерения проводятся почти во всех странах мира. Причём это характерно не только для спецслужб и армии. Например, знания антропометрии необходимы в конструировании гражданских вещей и объектов, а также для изучения рынков труда (рабочей силы).

Недостатки теории

Научные взгляды Чезаре Ломброзо были довольно радикальными и не учитывали социальных факторов преступности. Поэтому теория учёного подвергалась острой критике. Чезаре даже пришлось смягчить собственную позицию. В своих более поздних работах он причислил к врождённому антропологическому типу только 40% правонарушителей. Также учёный признал важность ненаследственных - социологических и психопатологических - причин преступности. Исходя из этого, его теорию можно называть биосоциологической.

«Гениальность и помешательство»

Пожалуй, это самый известный труд Чезаре Ломброзо. «Гениальность и помешательство» была написана им в 1895 году. В этой книге профессор выдвинул один главный тезис. Звучит он так: «Гениальность - это ненормальная деятельность мозга, граничащая с эпилептоидным психозом». Чезаре писал, что в физиологическом отношении сходство гениев с помешанными просто поражает. У них прослеживается одинаковая реакция на атмосферные явления, а наследственность и расовая принадлежность сказываются на их рождении одинаково. У многих гениев было умопомешательство. К ним относились: Шопенгауэр, Руссо, Ньютон, Свифт, Кардано, Тассо, Шуман, Конт, Ампер и целый ряд художников и артистов. В приложении к своей книги Ломброзо описал аномалии черепа гениев и привел примеры литературных трудов сумасшедших авторов.


Социология политической преступности

Свою наиболее ценную часть наследия в виде исследований Чезаре оставил именно по этой дисциплине. Очерк «Анархисты» и «Политическая революция и преступность» - вот две работы, написанные им по данной теме. Эти труды до сих пор популярны на родине учёного. Феномен политической преступности был распространён в Италии 19-20 века в виде анархистского терроризма. Профессор исследовал его в ракурсе рассмотрения личности преступника, который жертвенно предан утопическому идеалу Природу подобного поведения учёный объяснял обесцениванием высших целей общественной справедливости, коррупцией политиков и кризисом демократии в итальянском парламенте.

Другая знаменитая работа Чезаре Ломброзо - «Любовь у помешанных». Она раскрывает проявление данного чувства у психически больных людей.

Введение контроля физиологических реакций

Чезаре Ломброзо, книги которого известны во всём мире, стал одним из первых применять в криминалистике достижения физиологии. В 1880 году учёный начал измерять у подозреваемых пульс и давление во время процедуры допроса. Тем самым он мог легко определить, врёт потенциальный преступник или нет. А прибор для замера давления и пульса назывался…

Плетизмограф

В 1895 году Ломброзо Чезаре опубликовал результаты, полученные после применения лабораторных приборов во время допроса. В одном из таких исследований профессор использовал «плетизмограф». Эксперимент проходил так: подозреваемому в убийстве предлагалось сделать в уме ряд математических вычислений. При этом подключенный к нему прибор фиксировал пульс. Затем потенциальному преступнику показали несколько фотографий израненных детей (среди них присутствовал снимок убитой девочки). В первом случае его пульс подскочил, а во втором был близок к норме. Из этого Чезаре сделал вывод о невиновности подозреваемого. И результаты расследования подтвердили его правоту. Вероятно, это был первый зафиксированный в литературе случай использования детектора лжи, который привёл к И он говорил о том, что контроль физиологических реакций человека может не только выявить скрываемую им информацию, но и установить невиновность.

Скончался учёный в Турине в 1909 году.

Ломброзо в России

Криминологические идеи профессора были широко известны в нашей стране. Они представлены рядом прижизненных и посмертных изданий Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка», «Антисемитизм», «Анархисты» и т.д. В 1897 году учёный приезжал на съезд русских врачей, которые оказали итальянцу восторженный приём. В мемуарах Чезаре отразил тот период своей биографии. Он осуждал общественный уклад России за полицейский произвол («подавление характера, совести, мыслей личности») и авторитаризм.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространён в советский период и обозначал антропологическое направление школы уголовного права. Особо критиковалось учение Чезаре о прирождённом преступнике. Советские юристы считали, что подобный подход противоречит а также имеет реакционную и антинародную направленность, так как осуждает революционные действия эксплуатируемого народа. Такой предвзятый идеологизированный подход отметал многие заслуги профессора в исследовании первопричин протестных и экстремистских видов социальной борьбы.


Заключение

Несмотря на ошибочность и справедливую критику некоторых постулатов собственной Чезаре - один из самых выдающихся учёных девятнадцатого века. Он был пионером внедрения в правовую науку объективных методов. А его труды дали существенный толчок развитию юридической психологии и криминологии.

Ломброзо Чезаре - знаменитый криминалист, психиатр и социолог. Является родоначальником итальянской школы криминальной антропологии. В этой статье будет описана его биография.

Юность и учёба

Ломброзо Чезаре родился в Вероне в 1836 году. Семья мальчика была довольно состоятельной, так как имела в собственности много земель. В юности Чезаре изучал китайский и семитские языки. Но у него не получилось сделать спокойную карьеру. Заключение в крепость по обвинению в заговоре, материальные лишения, участие в войне пробудили в молодом человеке интерес к психиатрии. Первые статьи по этой теме Чезаре опубликовал в 19 лет, проходя обучение на медицинском факультете (университет в Павии). В них будущий психиатр рассказывал о проблеме кретинизма. Молодой человек самостоятельно освоил такие непростые предметы, как социальная гигиена и этнолингвистика. В 1862 году ему присвоили звание профессора медицины, а позже - криминальной антропологии и юридической психиатрии. Также Ломброзо возглавил клинику душевных заболеваний. Решающую роль в его интеллектуальном формировании сыграла Главный её постулат - утверждение приоритета научного знания, которое было получено экспериментальным путём.

Антропологическое направление

Чезаре Ломброзо является основателем антропологического направления в уголовном праве и криминологии. Основные черты данной тенденции в том, что в криминологию необходимо ввести метод естествознания - наблюдение и опыт. А должна стать центром изучения.

Первые антропометрические исследования

Они были проведены учёным в 60-х годах девятнадцатого века. Чезаре работал тогда врачом, а также участвовал в компании по искоренению бандитизма на юге Италии. Собранный профессором статистический материал стал огромным вкладом в развитие криминальной антропологии и социальной гигиены. Учёный проанализировал эмпирические данные и сделал вывод о том, что плохие социально-экономические условия жизни на юге Италии способствовали рождению в этой области людей психически и анатомически аномального типа. Другими словами, это обычные преступные личности. Данную аномальность Чезаре выявил путём психиатрической и антропометрической экспертизы. На основе этого и была сделана прогностическая оценка динамики развития преступности. Своим концептуальным подходом учёный оспорил позицию официальной криминологии, которая возлагала ответственность только на человека, нарушившего закон.

Краниограф

Ломброзо самым первым из исследователей применил антропометрический метод, используя краниограф. Этим прибором Чезаре измерял размеры частей головы и лица подозреваемых. Результаты были опубликованы им в труде «Антропометрия 400 нарушителей», увидевшем свет в 1872 году.

Теория «прирождённого преступника»

Учёный сформулировал её в 1876 году. Именно тогда вышел его труд «Преступный человек». Чезаре считает, что правонарушителями не становятся, а именно рождаются. То есть, согласно Ламброзо, преступление - это такое же естественное явление, как смерть или рождение. Профессор пришёл к такому выводу, сопоставляя результаты исследований патологической психологии, физиологии и анатомии преступников с их По его мнению, правонарушитель является дегенератом, отставшим в своём развитии от эволюции нормального человека. Такой индивид не может контролировать собственное поведение, и самый лучший выход - избавиться от него, лишив жизни или свободы.

Также есть классификация правонарушителей, сформулированная Чезаре Ломброзо. Типы преступников, по его мнению, такие: жулики, насильники, воры и душегубы. Каждый из них имеет врождённые особенности атавистического характера, которые свидетельствуют о наличии уголовной склонности и об отставании в развитии. Профессор выделил стигматы (физические характеристики) и психические черты, наличие которых поможет идентифицировать личность, наделённую с рождения преступными наклонностями. Главными признаками правонарушителя Чезаре считал взгляд исподлобья, большие челюсти, низкий лоб, сморщенный нос и т. д. Их наличие позволяет идентифицировать преступника ещё до совершения им самого злодеяния. В связи с этим учёный требовал привлекать в судьи социологов, антропологов и врачей, а вопрос о виновности заменить вопросом о социальной вредности.

Кстати, в данный момент антропометрические измерения проводятся почти во всех странах мира. Причём это характерно не только для спецслужб и армии. Например, знания антропометрии необходимы в конструировании гражданских вещей и объектов, а также для изучения рынков труда (рабочей силы).

Недостатки теории

Научные взгляды Чезаре Ломброзо были довольно радикальными и не учитывали социальных факторов преступности. Поэтому теория учёного подвергалась острой критике. Чезаре даже пришлось смягчить собственную позицию. В своих более поздних работах он причислил к врождённому антропологическому типу только 40% правонарушителей. Также учёный признал важность ненаследственных - социологических и психопатологических - причин преступности. Исходя из этого, его теорию можно называть биосоциологической.

«Гениальность и помешательство»

Пожалуй, это самый известный труд Чезаре Ломброзо. «Гениальность и помешательство» была написана им в 1895 году. В этой книге профессор выдвинул один главный тезис. Звучит он так: «Гениальность - это ненормальная деятельность мозга, граничащая с эпилептоидным психозом». Чезаре писал, что в физиологическом отношении сходство гениев с помешанными просто поражает. У них прослеживается одинаковая реакция на атмосферные явления, а наследственность и расовая принадлежность сказываются на их рождении одинаково. У многих гениев было умопомешательство. К ним относились: Шопенгауэр, Руссо, Ньютон, Свифт, Кардано, Тассо, Шуман, Конт, Ампер и целый ряд художников и артистов. В приложении к своей книги Ломброзо описал аномалии черепа гениев и привел примеры литературных трудов сумасшедших авторов.

Социология политической преступности

Свою наиболее ценную часть наследия в виде исследований Чезаре оставил именно по этой дисциплине. Очерк «Анархисты» и «Политическая революция и преступность» - вот две работы, написанные им по данной теме. Эти труды до сих пор популярны на родине учёного. Феномен политической преступности был распространён в Италии 19-20 века в виде анархистского терроризма. Профессор исследовал его в ракурсе рассмотрения личности преступника, который жертвенно предан утопическому идеалу Природу подобного поведения учёный объяснял обесцениванием высших целей общественной справедливости, коррупцией политиков и кризисом демократии в итальянском парламенте.

Другая знаменитая работа Чезаре Ломброзо - «Любовь у помешанных». Она раскрывает проявление данного чувства у психически больных людей.

Введение контроля физиологических реакций

Чезаре Ломброзо, книги которого известны во всём мире, стал одним из первых применять в криминалистике достижения физиологии. В 1880 году учёный начал измерять у подозреваемых пульс и давление во время процедуры допроса. Тем самым он мог легко определить, врёт потенциальный преступник или нет. А прибор для замера давления и пульса назывался…

Плетизмограф

В 1895 году Ломброзо Чезаре опубликовал результаты, полученные после применения лабораторных приборов во время допроса. В одном из таких исследований профессор использовал «плетизмограф». Эксперимент проходил так: подозреваемому в убийстве предлагалось сделать в уме ряд математических вычислений. При этом подключенный к нему прибор фиксировал пульс. Затем потенциальному преступнику показали несколько фотографий израненных детей (среди них присутствовал снимок убитой девочки). В первом случае его пульс подскочил, а во втором был близок к норме. Из этого Чезаре сделал вывод о невиновности подозреваемого. И результаты расследования подтвердили его правоту. Вероятно, это был первый зафиксированный в литературе случай использования детектора лжи, который привёл к И он говорил о том, что контроль физиологических реакций человека может не только выявить скрываемую им информацию, но и установить невиновность.

Скончался учёный в Турине в 1909 году.

Ломброзо в России

Криминологические идеи профессора были широко известны в нашей стране. Они представлены рядом прижизненных и посмертных изданий Чезаре Ломброзо: «Женщина-преступница и проститутка», «Антисемитизм», «Анархисты» и т.д. В 1897 году учёный приезжал на съезд русских врачей, которые оказали итальянцу восторженный приём. В мемуарах Чезаре отразил тот период своей биографии. Он осуждал общественный уклад России за полицейский произвол («подавление характера, совести, мыслей личности») и авторитаризм.

Ломброзианство

Этот термин был широко распространён в советский период и обозначал антропологическое направление школы уголовного права. Особо критиковалось учение Чезаре о прирождённом преступнике. Советские юристы считали, что подобный подход противоречит а также имеет реакционную и антинародную направленность, так как осуждает революционные действия эксплуатируемого народа. Такой предвзятый идеологизированный подход отметал многие заслуги профессора в исследовании первопричин протестных и экстремистских видов социальной борьбы.

Заключение

Несмотря на ошибочность и справедливую критику некоторых постулатов собственной Чезаре - один из самых выдающихся учёных девятнадцатого века. Он был пионером внедрения в правовую науку объективных методов. А его труды дали существенный толчок развитию юридической психологии и криминологии.