Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » 33 методика проведения специальной оценки условий. Специальная оценка условий труда. Методика проведения. Порядок проведения специальной оценки условий труда

33 методика проведения специальной оценки условий. Специальная оценка условий труда. Методика проведения. Порядок проведения специальной оценки условий труда

В документе освещены следующие темы:

  • Методика проведения специальной оценки условий труда
  • Специальная оценка условий труда
  • Нормативные документы

Документ является основанием для утверждения методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерством труда и социальной защиты. В нем перечислены приложения, в соответствии с которыми применяется методика и классификатор условий труда.

Ключевые правила осуществления специальной оценки труда определяются содержанием ФЗ-426, но наиболее важным методическим актом, фиксирующим конкретные правила ее проведения, является Приказ Минтруда № 33н о специальной оценке условий труда. В частности, согласно этому документу определяется алгоритм установления наличия вредных веществ на местах осуществления трудовой деятельности. Он также содержит правила определения факторов физического и биологического характера, имеющих негативное влияние на работоспособность и состояние здоровья сотрудника

Использование методики реализации СОУТ

Приказ № 33н о методике специальной оценки условий труда важен для специалистов в первую очередь тем, что он определяет конкретный механизм определения классов потенциальной опасности рабочего места на основании характера действующих на него факторов производства. Так, документ содержит 22 табличных приложения, в которых указаны четкие пределы допустимых значений по каждому из таких факторов. При их превышении условия работы на том или ином месте могут быть признаны отличающимися от допустимых.

Также в документе содержится полный список факторов, которые считаются негативными по характеру их влияния на организм человека. При этом в ходе практического применения положений данного нормативного акта специалисты, как правило, принимают во внимание также содержание приказа № 302н о СОУТ. Он определяет список факторов, при наличии которых на своих рабочих местах сотрудники обязаны регулярно проходить медицинский осмотр. Он, в свою очередь, позволяет установить интенсивность их влияния на здоровье конкретного сотрудника и его работоспособность в текущих условиях.

Содержание приказа 33н о специальной оценке условий труда

Вместе с тем, необходимо обратить внимание также на дополнительные приложения к документу. В их число входят:

  • типология вредных факторов в работе, на основании наличия которых делается вывод о классе опасности конкретного места;
  • типовая форма отчета о выполнении спеоцоценки в соответствии с методикой СОУТ по 33н с изменениями;
  • порядок внесения информации в типовую форму отчета о реализации процедур по спецоценке, проводимых в компаниях.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – понятие в законодательстве РФ относительно новое, введенное Федеральным законом №426-ФЗ в 2013 году.

Что такое методика проведения СОУТ

СОУТ – это совокупность мероприятий, проводимых для выявления и измерения вредных и опасных характеристик трудового процесса с целью установления класса рабочего места. Для регламентации требований к данным процедурам Минтрудом РФ был издан соответствующий Приказ №33н от 24.01.2014 .

Изначально СОУТ введена вместо проводимой аттестации . После подведения итогов исследовательской и измерительной работы и присвоения определенного класса вредности работодатель получает возможность уплачивать процент взносов в Пенсионный фонд РФ. Чем менее вредными признаны условия труда, тем меньше тариф.

По мнению экспертов, это обстоятельство должно стимулировать руководство предприятий улучшать характеристики трудового процесса на вверенных рабочих местах. Для класса и подкласса прописаны льготы работникам – досрочный выход на пенсию, сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск.

Проверять необходимо все рабочие места, кроме удаленных сотрудников. При проверке некоторых видов трудовой деятельности процедура проводится с учетом специфических условий, в которых она проходит. Стоит отметить, что в данный момент не для всего перечня разработаны методики.

Законодательная база

Основные документы, регламентирующие осуществление СОУТ:

  • Федеральный закон N 426-ФЗ от 28.12.2013 – главный законодательный акт по СОУТ, в нем изложены ключевые положения, права и обязанности сторон, а также требования к юридическим лицам, имеющим право проводить исследования, и к физическим, участвующим в процессе в качестве экспертов;
  • Раздел 10 ТК РФ «Охрана труда» — содержит требования к организации охраны труда в РФ, регулирует соблюдение прав работников;
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 14.11.2016) – информация по испытаниям, измерениям и документального оформления процедуры;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ – вносит изменения в отдельные существующие законы для приведения их в соответствие с законом о СОУТ 426-ФЗ.

Есть ряд Приказов Минтруда и Постановлений Правительства РФ, регламентирующих более узкие вопросы: порядок рассмотрения споров, отраслевые особенности оценки, требования к экспертам и т.п.

Методы проведения исследований выбираются экспертной организацией самостоятельно , но они в обязательном порядке утверждаются и аттестуются согласно законодательству РФ, проходят проверку и вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Исследования проводятся в рамках процесса с учетом свойств и особенностей применяемого оборудования и материалов.

В методике, утвержденной Приказом №33н , изложены положения, согласно которым производится отнесение результата определенного измерения (количественного показателя) к конкретному классу вредности.

Процедура и порядок осуществления оценки

Этапы СОУТ:

  1. Процесс оценки инициирует работодатель . Предприятие самостоятельно выбирает организацию, которая осуществляют проверку. Важно убедиться в том, что выбранная компания внесена в реестр организаций, имеющих право на проведение СОУТ. Важно уточнить наличие лабораторий и их аккредитации. В противном случае проверка будет незаконной, а результаты — недостоверные.
  2. Выпуск приказа и создание комиссии , в состав которой входят представители работодателя, специалист по охране труда, лица, представляющие интересы работников, лидеры профсоюзов или других профессиональных объединений при их наличии.
  3. Утверждение списка рабочих мест для планируемой оценки . Так как необходимо проверить 20% от общего количества, важно определить идентичность, исходя из следующих критериев: однотипность должностей, трудового процесса, оборудования, средств защиты и характеристики помещений.
  4. Идентификация опасных и вредных факторов трудового процесса . Используются результаты предыдущих исследований, анализ произошедших травм на производстве, опросы сотрудников, а также рассматриваются условия трудовой среды.
  5. Измерение и оценка выявленных факторов .
  6. Официальное оформление результатов проверки – заполняется в соответствии с приложением №3 к Приказу №33н.
  7. Утверждение отчета в государственных органах .
  8. Предоставление результатов работникам для ознакомления под роспись .

Документальное оформление результатов

После проведения оценки необходимо заполнить отчет по утвержденной Приказом №33н от 24.01.14 форме, который включает:

  • сведения о работодателе;
  • данные компании, проводившей исследования;
  • информацию об экспертах;
  • сведения о средствах, с помощью которых производились исследования и лабораториях;
  • список рабочих мест;
  • карты специальной оценки отдельно по каждому рабочему месту;
  • протоколы измерения эффективности средств защиты (при наличии);
  • сводную ведомость;
  • перечень возможных улучшений условий труда.

Отчет подписывается всеми членами комиссии . В случае несогласия участник составляет аргументированное мнение.

Карта специальной оценки на 2018 год

Карта СОУТ является одним из разделов отчета о ее проведении, регламентированного приложением №3 Приказа №33н от 24.01.14. Каждой карте присваивается номер, в каждом из бланков содержатся данные :

  • оцениваемая должность или профессия;
  • подразделение;
  • сведения о численности работников, в том числе на аналогичных рабочих местах; сколько из них женщин, инвалидов и работников моложе 18 лет;
  • номера СНИЛС сотрудников;
  • используемое оборудование и материалы;
  • таблица с проставленным классом (оптимальный, допустимый, вредный и/или опасный) по каждому фактору;
  • таблица, в которой указываются положенные и имеющиеся на данный момент льготы;
  • рекомендации относится улучшений условий труда;
  • подписи участников комиссии и работников.

Пример заполнения карты специальной оценки условий труда ниже.

Приказ №33н

Документ является, по сути, инструкцией по процессу СОУТ и оформлению результатов . В приказе представлена информация:

  • порядок распознавания опасных и вредных факторов трудового процесса;
  • регламентация исследований вредных и опасных особенностей трудовой среды;
  • тождественность уровней химических, физических, биологических и других факторов, а также напряженность процесса и определенных классов вредности;
  • справочная;
  • инструкция по заполнению отчета по результату оценки.

Ответственность работодателя и оценщика

В сферу ответственности работодателя входят:

  • предоставление полной информации, которая характеризует трудовую деятельность;
  • обеспечение условий и доступа экспертов для проведения измерений;
  • недопустимость действий, сужающих круг параметров, подлежащих оценке;
  • ознакомление сотрудников;
  • предоставление работникам запрашиваемой информации, связанной с СОУТ.

Организация-оценщик несет ответственность за:

  • предоставление по запросу клиента, а также представителей работников всех сведений, касающихся обоснования результатов на право проведения соответствующих исследований;
  • применение аккредитованных и утвержденных методов исследований;
  • проведение процедуры без обеспечения работодателем всех условий для проведения корректных замеров;
  • сохранение коммерческой тайны.

Периодичность проверки

Результат проверки актуален в течение 5 лет .

Внеплановое проведение процедуры необходимо в ситуациях:

  • появления новых типов рабочих мест;
  • получения законного распоряжения от контролирующих органов;
  • изменения условий труда;
  • обоснованных предложений представителей работников.

Штраф за непроведение

В случае первичного нарушения штраф составит от 5000 до 10 000 руб. для ИП или должностного лица и от 60 000 до 80 000 руб. для юридического лица .

За повторное нарушение следуют санкции:

  • для должностного лица – штраф 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на 1 год;
  • для ИП – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 суток;
  • для юридического лица – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 суток.

После получения результатов

После утверждения отчета с результатами СОУТ клиент уведомляет компанию-оценщика и направляет ей копию не позднее трех рабочих дней от даты получения документа .

В срок не позднее 30 календарных дней с момента утверждения результатов , работодатель обязан разместить на своей официальной странице в Интернете (при наличии) сводных данных по присвоенным классам и подклассам вредности, а также планируемые действия по улучшению условий труда.

Методика проведения специальной оценки условий труда представлена на видео.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

С изменениями и дополнениями от:

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2 ;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3 ;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"


Регистрационный N 31689


Настоящий приказ

Методика специальной оценки условий труда №33н устанавливает порядок идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также определения класса и подкласса УТ на рабочем месте. Узнайте, как её применять на практике и не платить штрафы.

Читайте в статье:

33н: методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утвердил инструмент для реализации Закона РФ "О специальной оценке условий труда" в приложении 1 – методику проведения СОУТ. Последние изменения в нее были внесены , зарегистрированном в Минюсте 6 февраля 2017 года.

В приложениях к документу приведены таблицы для оценки условий труда по вредным и опасным факторам различного характера: химическим, биологическим, виброакустическим, климатическим, световым и т.п.

Другие обязательные документы

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Установлены следующие этапы проведения спецоценки:

  1. (далее – ВОПФ).
  2. Лабораторно-инструментальный контроль ВОПФ.
  3. Отнесение класса (подкласса) УТ по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Подготовка отчета.

Как вы видите, методика устанавливает функции организации, проводящей специальную оценку условий труда . В ней дан общий для всех отраслей и производств технический алгоритм работы экспертов и аккредитованной испытательной лаборатории. Методика не регламентирует подготовительные мероприятия – формирование комиссии, составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, выбора организации, проводящей эту процедуру, и заключение договора с ней, составление календарного графика, а также порядок передачи декларации и размещения информации о результатах на официальном портале предприятия.

Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить

В январе ГИТ начнет штрафовать за непроведение СОУТ. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" подготовила 8 рекомендаций, выполнив которые, вы сэкономите на процедуре, сможете выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Если вы уже провели спецоценку, проверьте с помощью электронного сервиса, не допустили ли вы нарушений.

При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация применяет совокупность аналитического и инструментального исследования. Все умозаключения эксперта должны исходить из теории наибольшего риска воздействия ВОПФ.

Эксперт должен провести большую самостоятельную работу по сопоставлению перечня рабочих мест с указанием вредных факторов, составленных работодателем, и классификацией их согласно приложению 2 к Приказу Минтруда № 33н. В отличие от работодателя и от членов , эксперты обладают для этого всей необходимой компетенцией. При этом их обязанностью является разъяснение своих выводов.

Специальную оценку условий труда нельзя проводить в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, дистанционных работников, надомников и лиц, заключивших трудовые договора с физическими лицами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может требовать обоснования тех или иных результатов или обжалования результатов в ГИТ. Для эффективной работы экспертов следует предоставить им всю необходимую информацию, без которой невозможно правильно оценить рабочие условия. При этом работодателю запрещается вмешиваться в проведение лабораторно-измерительного контроля – замеры и исследования, т.е. мешать экспертам делать свою работу. В акте выполненных работ экспертная организация указывает суммарное количество измеряемых факторов при проведении специальной оценки условий труда.

Методика проведения СОУТ

В соответствии с Методикой № 33н, при проведении идентификации экспертом учитываются технические характеристики оборудования, результаты ранее проведенных исследований в рамках производственного санитарно-гигиенического контроля, предыдущей аттестации рабочих мест , профзаболеваний или НС, предложения работников или их представительных органов.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, составляет комиссия работодателя. Источником информации служат нормативы по ОТ при воздействии на протяжении 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Негативное воздействие ВОПФ не должно в течение всей трудовой биографии работника.

Идентификация осуществляется экспертом и проводится так: эксперт выявляет и сравнивает на предмет соответствия наименования выявленных факторов и факторов, перечисленных в приложении 2 к Методике № 33н – в классификаторе.

Если эксперт не идентифицирует ВОПФ, он вносит эти сведения в Заключение, при этом класс УТ относит к оптимальным или допустимым, подлежащим к декларированию соответствия государственным нормативным требованиям. Но сделать это можно только в отношении тех рабочих мест, по которым работникам установлено досрочное назначение пенсии, на тех РМ, где ранее в результате АРМ были установлены ВОПФ.

Если же эксперт обнаруживает, что факторы в Перечне совпадают по наименованиям, он признает их вредными или опасными, и даст задание испытательной лаборатории на проведение на определение уровня фактического воздействия на каждом рабочем месте. Тут важно помнить, что организация, проводящая спецоценку, обязана иметь штатную аккредитованную лабораторию. Но это не запрещает экспертной организации заключать договор и с подрядными лабораториями.

Результаты исследований уровней ВОПФ должны быть оформлены протоколом с указанием индивидуального номера РМ, должности или профессии, наименования согласно классификаторум и пункту 16 Методики № 33н. Работодатель должен разъяснить заранее права сотрудников во время процедуры оценки УТ на их рабочих местах.

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишения права на получение молока или других заменяющих его продуктов.

По данному протоколу эксперт должен и отнести их к вредному или опасному производственному фактору.

Классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV Методики, и подразделяется на четыре класса условий труда:

  • оптимальный и допустимый – 1 и 2 класс;
  • вредный – 3.1-3.4;
  • опасный – 4 класс.

Работодатель может потребовать на рабочем месте, например, если его работники используют СИЗ. В этом случае эксперты сравнивают соответствие выдаваемых средств защиты типовым нормам, проверяют сертификаты и испытательные протоколы, комплектность, дают экспертную оценку эффективности выбора и эффективности применения. Но не ко всем рабочим местам можно применить методику снижения класса.

Она не применяется в отношении СИЗ, подлежащих декларированию (следовательно, применяется только в отношении сертифицированных), средств защиты от общих производственных загрязнений (халаты, нарукавники, фартуки и костюмы хлопчатобумажные и т.д.), а также предназначенных на РМ 1, 2 или 4 класса (ведь снижение возможно только по степеням вредных условий труда – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 подкласса).

Методика оценки УТ постоянно совершенствуется. Например, определил, что в отношении рабочих мест медиков отнесение к вредным УТ при воздействии биологического фактора осуществляется без измерений и исследований концентрации патогенных микроорганизмов. Спустя 3 года – 30 июня 2017 г. Приказом Минтруда России были утверждены изменения в особенности проведения специальной оценки УТ для медицинских организаций:

1. Экспертная организация не может заниматься проведением спецоценки в присутствии больного.

2. Лабораторно-инструментальный контроль проводится только в присутствии обслуживающего аппаратуру персонала. Это связано с тем, что диагностическое оборудование медицинских кабинетов может влиять на работу контрольных и измерительных приборов.

3. При оценке травмоопасности производственного процесса экспертом учитываются такие особенности, как особо опасные и опасные процедуры.

4. При исследовании рабочих мест эксперт должен учитывать наличие в истории болезни инфекционных заболеваний.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

См. также приказ Роструда от 2 июня 2014 г. N 199 «Об утверждении Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года. Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда - это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других нюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет - хорошо, если совпадает, значит работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется, а значит и специальная оцека не проводится. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537 .;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.
  • Новое в ФЗ о СОУТ

    Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать год назад - в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

    1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
    2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

    Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

    Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).
  • Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

    Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

    Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы!

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. Тем не менее есть и ряд особенностей, которые необходимо учитывать работодателю, чтобы избежать административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Рассмотрим порядок проведения спецоценки подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией.

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению

    Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда

    Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Договор на проведение специальной оценки условий труда

    Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволяет делать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

    • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
    • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Специальную оценку этих рабочих мест нужно провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
  • Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

    Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

    При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

    Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

    Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

    Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

    Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

    Екатерина Добрикова ,
    редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

    Документы по теме:

    Читайте также:

    Определен порядок обжалования результатов спецоценки условий труда
    Госуслуга бесплатна, воспользоваться ею могут как работодатели, так и работники.

    Иван Шкловец: «Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов спецоценки условий труда в 2017-2018 годах»
    Заместитель руководителя Роструда связывает такой прогноз с тем, что именно на этот период придется пик мероприятий по спецоценке.

    Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?
    Минтруд России рассказал, в отношении кого применяются дополнительные тарифы взносов в ПФР, а также как на их размер и порядок уплаты влияет специальная оценка (аттестация рабочих мест).

    Минтруд России: СОУТ рабочих мест военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не проводится
    А в отношении рабочих мест госслужащих сотрудников религиозных организаций является обязательной.

    Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н: документы по специальной оценке условий труда (Методика оценки, Классификатор вредных производств, форма отчета о проведении оценки и Инструкция по ее заполнению)

    Установлен ряд документов, связанных со специальной оценкой условий труда:

  • Методика проведения специальной оценки
  • Классификатор вредных производственных факторов
  • форма отчета о проведении специальной оценки
  • Инструкция по заполнению формы отчета
  • См. также: Приказ Минтруда России от 05.12.2014 N 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».
    Методика устанавливает требования к проведению оценки эффективности прошедших обязательную сертификацию средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, которые заняты на рабочих местах с вредными условиями труда. По результатам этой оценки может быть снижен класс (подкласс) условий труда.

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

    В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 6271) приказываю:

    Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1;

    Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2;

    форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3;

    инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 4.

    Методика проведения специальной оценки условий труда

    Приложение к Методике проведения специальной оценки условий труда

    Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов

    Отчет о проведении специальной оценки условий труда

    Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда

    1. Отчет о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета,

    2. При заполнении титульного листа Отчета в заголовке указывается полное наименование работодателя, место его нахождения и осуществления им деятельности, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет работодателя в налоговом органе по месту его нахождения, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) в соответствии со свидетельством о государственной регистрации работодателя и код основного вида экономической деятельности работодателя согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кроме того, на титульном листе указываются фамилии, имена, отчества председателя, утверждающего Отчет, и членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, удостоверенные их подписями с указанием даты подписания Отчета. Член комиссии по проведению специальной оценки условий труда, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, пописывает отчет с пометкой «особое мнение».

    3. При заполнении раздела I Отчета:

    1) в пункте 1 указывается полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда (далее – организация) в соответствии с ее уставными документами;

    2) в пункте 2 указываются адрес места нахождения и осуществления деятельности организации, контактный телефон, адрес электронной почты;

    3) в пунктах 3 и 4 указываются номер и дата внесения организации в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, соответственно; для организаций, аккредитованных в порядке1, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указываются номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

    4) в пункте 5 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со Свидетельством о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    5) в пункте 6 указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН) в соответствии со свидетельством о государственной регистрации организации;

    6) в таблице пункта 7 указываются:

    в графе 1 – регистрационный номер аттестата аккредитации организации;

    в графе 2 – дата выдачи (число, месяц (прописью), год) аттестата аккредитации организации;

    в графе 3 – дата истечения срока действия (число, месяц (прописью), год) аттестата аккредитации организации;

    7) в таблице пункта 8 указываются:

    в графе 1 – порядковый номер эксперта или иного работника организации, участвовавшего в проведении специальной оценки условий труда (далее – эксперт (работник);

    в графе 2 – дата проведения измерений (цифрами, в формате ДД.ММ.ГГГГ); Дата проведения измерений заносится в каждый пункт строки таблицы. В случае если измерения осуществлялись непрерывно одним и тем же экспертом (работником), в соответствующей строке указывается период проведения измерений данным экспертом (работником) – дата начала и дата окончания измерений;

    в графах 3, 4 – соответственно фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью, должность эксперта (работника);

    в графах 5 — 7 – соответственно номер сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, дата его выдачи (число, месяц (прописью), год) и регистрационный номер в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. В течение переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», графы 5 — 7 таблицы допускается не заполнять;

    8) в таблице пункта 9 указываются:

    в графе 1 – порядковый номер средства измерений испытательной лаборатории (центра), использовавшегося при проведении специальной оценки условий труда;

    в графе 2 – дата проведения измерений (цифрами, в формате ДД.ММ.ГГГГ);

    в графе 3 – наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса;

    в графе 4 – наименование средства измерения в соответствии с паспортом на него;

    в графе 5 – регистрационный номер средства измерений в Государственном реестре средств измерений;

    в графе 6 – заводской номер средства измерений;

    в графе 7 – дата окончания срока поверки средства измерений.

    Сведения подписываются руководителем организации с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) полностью и даты подписания (число, месяц (прописью), год) и заверяются печатью организации.

    4. При заполнении раздела II Отчета:

    1) в таблице указываются:

    в графе 1 – индивидуальный номер рабочего места (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999). Аналогичные рабочие места обозначаются номером с добавлением прописной буквы «А».

    Например: 365, 1245А;

    в графе 2 – наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования должности, профессии или специальности работника, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке, а также имеющихся на рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Например: «рабочее место наладчика асбестоцементного оборудования», «рабочее место аккумуляторщика»; «гальваническая ванна», «термическое оборудование»;

    в графе 3 – цифрами число работников, занятых на данном рабочем месте;

    в графе 4 – наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест) с указанием их индивидуальных номеров;

    в графах 5 — 19 – результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены). При этом если на рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то на пересечении соответствующих строки и столбца указывается продолжительность воздействия соответствующего фактора (в часах), если на рабочем месте не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то на пересечении соответствующих строки и столбца таблицы проставляется знак «-»;

    2) раздел II Отчета подписывается председателем, членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и экспертом (экспертами) организации, при этом указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) указанных лиц, удостоверенные их подписями с указанием даты подписания.

    5. При заполнении раздела III Отчета:

    1) в таблице, содержащей сведения о работодателе:

    в первой строке указываются полное наименование работодателя, адрес места нахождения работодателя, фамилия, имя, отчество руководителя, адрес электронной почты;

    во второй строке указываются:

    в первой графе – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет работодателя в налоговом органе по месту его нахождения;

    во второй графе – код работодателя в общероссийском классификаторе предприятий и организаций в соответствии с информационным письмом Росстата;

    в графе 3 – код органа государственной власти в соответствии с общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (с учетом информационного письма Росстата об учете в статистическом регистре);

    в графе 4 – код вида экономической деятельности работодателя согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    в графе 5 – код территории, на которой работодатель находится и/или осуществляет свою деятельность, по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;

    2) в первой строке формы карты специальной оценки условий труда (далее – Карта) указывается наименование должности, профессии или специальности работника в соответствии со штатным расписанием организации, утвержденным работодателем, и соответствующий код должности, профессии или специальности согласно квалификационным справочникам, утверждаемым в установленном порядке. Могут указываться дополнительные сведения, указывающие, что данная должность, профессия или специальность является производной. В случае отсутствия соответствующего кода должности, профессии или специальности в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке, делается запись: «Отсутствует». К наименованию должности, профессии или специальности допускается дописывать в скобках уточняющие сведения, облегчающие идентификацию рабочего места;

    3) в строке «Наименование структурного подразделения» Карты указывается наименование структурного подразделения, которое заполняется в соответствии с имеющейся у работодателя системой наименований. Если у работодателя нет структурных подразделений, делается запись – «Отсутствует»;

    4) в строке «Количество и номера аналогичных рабочих мест» Карты указываются количество и номера аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;

    5) в строке 010 Карты делается ссылка на выпуск Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), в котором содержится тарифно-квалификационная характеристика (квалификационная характеристика) профессии (должности) работника, занятого на данном рабочем месте, указывается нормативный правовой акт, которым он утвержден, дата и номер утверждения;

    6) в строке 020 Карты указывается численность работников, занятых на данном рабочем месте (по штатному расписанию или фактическая) за месяц, предшествовавший заполнению Карты, а также численность работников, занятых на аналогичных рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте;

    7) в строке 021 Карты указывается информация о СНИЛС работников;

    8) в строке 022 Карты указывается перечень используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте оборудования, а также перечень используемого материалов и сырья;

    9) в таблице строки 030 Карты указываются:

    в графе 2 – наименование идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом

    в графе 3 – класс (подкласс) условий труда по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, а также итоговый класс (подкласс) условий труда с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

    в графе 4 – оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, которая отмечается знаком «+» в случае ее проведения и наличия протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте, оформленного в соответствии с формой IV, или знаком «-» — в случае ее не проведения;

    в графе 5 – класс (подкласс) условий труда по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов производственной среды и трудового процесса и результатов оценки эффективности СИЗ, выданных работнику на данном рабочем месте;

    10) в таблице строки 040 Карты указываются:

    в графе 3 – фактически предоставляемые работнику гарантии и компенсации на дату заполнения Карты («да» или «нет»);

    в графе 4 – необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций («да» или «нет»);

    в графе 5 – основание предоставления работнику гарантий и компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись «отсутствует»;

    12) в Карте указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.

    6. При заполнении раздела IV:

    1) в пункте 1 протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на рабочем месте (далее – протокол) указывается дата проведения оценки;

    2) в пункте 2 протокола указывается основание для выдачи работнику СИЗ;

    3) в таблице пункта 3 протокола указываются:

    в графе 2 – перечень СИЗ, положенных работнику согласно действующим требованиям;

    в графе 3 – фактическая выдача СИЗ работнику (есть, нет);

    в графе 4 – наличие у СИЗ сертификата или декларации соответствия (номер и срок действия);

    4) в пункте 4 указывается наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ;

    5) в таблице пункта 5 протокола указываются:

    в первой графе – наименование вредного и (или) опасного производственного фактора;

    во второй графе – наименование имеющегося СИЗ, обеспечивающего защиту от вредного и (или) опасного производственного фактора;

    6) в пункте 6 протокола указываются результаты оценки эффективности выданных работнику СИЗ (положительная или отрицательная);

    7) в пункте 7 протокола указываются указываются итоговые оценки по обеспеченности работников СИЗ, по защищенности работников СИЗ и по оценке эффективности выданных работнику СИЗ;

    8) протокол подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и экспертом (экспертами) организации.

    7. При заполнении раздела V:

    в графе 2 указывается общее количество рабочих мест у работодателя, а также численность работников, занятых на этих рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов;

    в графе 3 указывается количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка труда, а также численность работников, занятых на этих рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов;

    в графах 4 – 10 указывается количество рабочих мест, указанных в графе 3, распределенное по классам (подклассам) условий труда, а также количество занятых на данных рабочих местах в условиях труда, характеризующихся классами (подклассами) условий труда, работников, указанных в графе 3, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов;

    в графе 1 указывается индивидуальный номер рабочего места;

    в графе 2 указывается должность, профессия или специальность работника (работников), занятого (-ых) на данном рабочем месте;

    в графах 3 — 16 указываются классы (подклассы) условий труда на рабочем месте при воздействии вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

    в графе 17 указывается итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте;

    в графе 18 указывается итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте с учетом эффективного применения СИЗ;

    в графах 19 — 24 указываются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение).

    8. При заполнении раздела VI:

    1) в графе 1 указывается наименование структурного подразделения, рабочего места;

    2) в графе 2 указывается наименование мероприятия по улучшению условий труда (далее – мероприятие);

    3) в графе 3 указывается цель мероприятия;

    4) в графе 4 указывается срок выполнения мероприятия;

    5) в графе 5 указываются структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия;

    6) в графе 6 проставляется отметка о выполнении мероприятия.

    С начала текущего года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — Закон о спецоценке). Напомним, что на основании результатов такой оценки определяется дополнительный тариф страховых взносов, перечисляемых работодателем (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Подробнее об этих изменениях см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

    Приказом Минтруда N 33н утверждена, методика проведения специальной оценки условий труда. Ею должны руководствоваться специализированные организации и работодатели

    В Методике установлены требования к реализуемым в рамках проведения спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

    Наибольшее участие работодателя предполагается на этапе идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Так, указанные факторы выявляются путем изучения технической документации, должностных инструкций, проектов строительства и реконструкции и иных документов, представленных работодателем (ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 4 Методики). Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению спецоценки, в которую входят и представители работодателя (ст. 9 Закона о! спецоценке, п. 3 Методики). Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия признаются допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труд! а (п. 8 Методики, ст. 11 Закона о! спецоценке).

    В Приложениях N 1 — 22 к Методике приведены перечни веществ раздражающего действия, аллергенов, противоопухолевых лекарственных средств и гормонов, вредных химических веществ, а также таблицы, регламентирующие отнесение условий труда к определенному классу при воздействии отдельных факторов.

    Также рассматриваемым Приказом утверждены следующие документы:

    — классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение N 2 к Приказу);

    — форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению организацией, проводившей эту оце! нку (Приложения N 3 и 4 к Приказу).

    Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Документ опубликован в «Российской газете» 28 марта 2014 г.

    Напомним, что согласно разъяснениям Минтруда России требование о проведении спецоценки до утверждения соответствующей методики было неправомерно (подробнее см. выпуск обзора от 19.03.2014).