Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Закон «О трансплантации органов и тканей человека. Орган по праву. Что изменит закон о трансплантации Закон о донорстве и трансплантации органов

Закон «О трансплантации органов и тканей человека. Орган по праву. Что изменит закон о трансплантации Закон о донорстве и трансплантации органов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Статья 2. Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук.

Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Статья 3. Ограничение круга живых доноров

Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным.

Изъятие органов и (или) тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, не допускается.

Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Учреждения здравоохранения, осуществляющие забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека

Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 09.02.2007 N 15-ФЗ.

Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с Российской академией наук.

Статья 5. Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека

Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей соответствующего учреждения здравоохранения в составе лечащего врача, хирурга, анестезиолога, а при необходимости врачей других специальностей на основании инструкции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 6. Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя.

Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно.

Статья 7. Действие международных договоров

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного договора.

Раздел II. ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ У ТРУПА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей

Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

Статья 9. Определение момента смерти

Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов.

Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

Статья 10. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа

Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона.

В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

Раздел III. ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ У ЖИВОГО ДОНОРА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Статья 11. Условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий:

если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;

если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей;

если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации.

Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.

Статья 12. Права донора

Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе:

требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;

получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией.

Статья 13. Ограничения при пересадке органов и (или) тканей у живого донора

У живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья.

Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕГО ПЕРСОНАЛА

Статья 14. Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте

Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.

Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека

Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу.

Действие настоящего Закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.

Статья 16. Ответственность учреждения здравоохранения

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение здравоохранения несет материальную ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.

4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

5. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя , данного в порядке , установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.

10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона.

12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

Трансплантация частей тела в наше время весьма актуальна. Медицина не стоит на месте, и такие операции позволяют сохранить жизнь и здоровье человека. В России вопрос о пересадке органов был регламентирован еще в 20 веке, но количество операций на данный момент составляет только 6 процентов.

В 1992 году Советом Федерации был одобрен Федеральный Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который регламентирует:

  • условия проведения операции
  • порядок проведения операции
  • права и обязанности донора (закон о донорстве )
  • права и обязанности реципиента
  • обязательства работников медицинского учреждения.

Так как проблема о незаконном использовании частей тела человека весьма актуальна, закон регулярно редактируется. Вносятся изменения основываясь,главным образом, на правах конституции. Гуманность в этом вопросе стоит на первом месте.

В ФЗ о трансплантации органов от 22.12.1992 года говорится, что изымать части тела запрещено без согласия человека либо его родных. Посмертная трасплантация невозможна по тем же причинам. Предоставление донорской пересадки осуществляется исключительно по показаниям врача, а не на денежной основе или вознаграждении.

Пересадка частей тела, согласно закону, выполняется по следующим принципам:

  • добровольное согласие
  • гуманность и солидарность
  • человеческие права превалируют над интересами науки
  • достойное отношение к телу при посмертном донорстве
  • анонимность

Трансплантация человеческих органов в РФ подразумевает соблюдение некоторой отчетности. В Федеральном регистре формируют списки доноров, реципиентов и донорские части тела. Необходимость операции по пересадке определяется по заключению врача. Реципиенту предоставляется номер в очереди на трансплантацию. Пересадка проводится на основе письменного согласия на изъятие органов. В случае отказа подписываются соответствующие бумаги при жизни человека (статья № 6, ФЗ «О трансплантации органов»).

По закону, пересадка невозможна если донор болеет или болел (в случае смерти) заболеваниями, последствия которых отражаются на органах. К таким болезням относят СПИД, ВИЧ, гепатиты и другие (статья № 10,ФЗ «О трансплантации органов»).

Запрещено производить изъятие частей тела умерших, чья личность не установлена. К уголовной ответственности привлекаются хирурги, которые проводят ксенотрансплантацию (пересадка частей тела животных), по ФЗ «О трансплантации органов» от 22.12.2016, статья 12.

Проведение трансплантации:

  • после установления факта о смерти донор признается дееспособным. Эти данные незамедлительно вносятся в регистр.
  • медицинскому учреждению необходимо убедиться в том, что существует документ о согласии/несогласии человека на изъятие частей тела
  • если донор не достиг совершеннолетия или признан недееспособным, родитель принимает решение о согласии или несогласии
  • дополнительно обследуют и диагностируют изъятые части тела
  • проверяется история болезни для подтверждения здоровья органов и возможности пересадки
  • проводится операция по трансплантации рецепиенту (ст. № 28).

Закон о трансплантации органов

На данный момент в законодательстве Российской Федерации действует презумпция согласия на посмертное изъятие частей тела.

Подробнее ознакомиться и скачать Федеральный Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Изменения в ФЗ о трансплантологии

20 ноября 2011 года Совет Федерации дополнил статью № 47-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Решение о внесении этой информации в статью №8 ФЗ о трансплантологии, были одобрены Государственной Думой. Дополнения подразумевают презумпцию согласия на изъятие части тела и последующую пересадку после смерти, если при жизни человек не подписал документ об отказе. Медицинское учреждение обязано уведомить родственников, в течении 12 часов с момента смерти донора, о намерении изъятия частей тела.

Последние изменения в законе от 1.01.2016 года:

  • пересадка допускается законом когда необходимо сохранить жизнь и здоровье
  • пересадка части тела при жизни донора проходит на основе заключения медицинской комиссии об отсутствии противопоказаний для дальнейшего здоровья и качества жизни
  • недопустимо донорство несовершеннолетних или недееспособных лиц (за исключением изъятия костного мозга)
  • запрещено принуждать человека к донорству. (Статья № 20 ФЗ «О трансплантации органов»).

Ответственность учреждений здравоохранения и его персонала по ФЗ 4180-I

Ответственность медицинских учреждений здравоохранения и его персонала по закону, подразумевает запрет:

  • на разглашение тайны о доноре и реципиенте
  • продажу частей тела для пересадки.

При неудачном проведении операции по пересадке органов по вине врачей, медицинское учреждение несет материальное и уголовное наказание.

Конституционный суд вчера обнародовал свое мнение по одному из самых острых и болезненных вопросов - о донорстве органов человека после его смерти.

Полвека прошло с того времени, когда еще мало кому известный врач Кристиан Барнард провел первую в мире пересадку сердца. Несмотря на то что трансплантология с тех пор стала признанным направлением в медицине, споры о том, что можно и что нельзя при изъятии органов, не утихают, а разгораются с новой силой.

С точки зрения медицины, как только пересадка органов начала делать первые шаги, встали совсем не медицинские проблемы - о согласии на изъятие органа у человека или его близких, о праве получить орган для умирающего и мнение семьи донора. Окончательного ответа и неоспоримого решения на все эти новые вопросы и десятки похожих нет и сейчас.

Заявителями в Конституционном суде оказались родные умершей после аварии девушки. Они оспаривали одну из статей Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Статья эта называется "Презумпция согласия на изъятие органов и тканей".

Трагедия в семье заявителей началась с того, что молодая москвичка оказалась жертвой дорожной аварии. В коме ее привезли в больницу. В реанимации она прожила несколько дней. И каждый из них мать приходила в больницу, общалась с врачами. Судя по ее заявлению, в день смерти ее к дочери не пустили.

Против виновника ДТП было возбуждено уголовное дело. Когда близкие знакомились с материалами этого дела, увидели заключение судебно-медицинской экспертизы. В нем было сказано, что некоторые органы у умершей изъяты для трансплантации. Близкие обратились в Замоскворецкий районный суд с иском к медицинским учреждениям - там, где лечили девушку и где пересаживали органы. Родные настаивали, что органы взяли без их ведома и согласия. Но суд им отказал. С его мнением согласились и вышестоящие суды.

Аргументы судов были таковы. Федеральный законодатель, определяя условия и порядок изъятия органов у погибшего человека для трансплантации, прописал запрет на изъятие, если клиника была поставлена в известность, что человек при жизни или его близкие высказались против.

Но такого в этом случае не было.

Конституционный суд, выслушав доводы заявителей, напомнил, что его уже не первый раз просят проверить конституционность статьи закона о трансплантации.

КС РФ в своем решении подчеркнул, что аналогичный вопрос уже рассматривал в 2003 году. Тогда судьи указали, что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей.

Презумпция согласия основана на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В настоящее время разработан и внесен в Правительство РФ проект ФЗ "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", который, для достижения большей прозрачности всего процесса трансплантологии, предусматривает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов.

Важно, что при разработке законопроекта было уделено серьезное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, высказанной при его публичном обсуждении, состоялось обсуждение законопроекта в профессиональных сообществах в рамках конгрессов, круглых столов, в том числе с приглашением иностранных специалистов.

Родные узнали правду об изъятии органов только из материалов уголовного дела об аварии

Широкое обсуждение проекта этого закона отражает демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого законодательного решения. Только проведение свободной публичной дискуссии по столь важному вопросу, каким является нормативная модель выражения согласия на изъятие органов после смерти, позволит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и одновременно отражающий этические, моральные и религиозные предпочтения. Это позволит также заложить основу широкого информирования населения о таких правилах.

По мнению судей, вмешательство КС РФ в этот процесс - учитывая содержание обсуждения законопроекта и перспективы его принятия, а также деликатность - было бы в настоящий момент преждевременным и не согласующимся целями данной дискуссии.

КС подчеркнул - законодатель, когда разрабатывал этот закон, избрал модель "презумпции согласия" на изъятие органов, если при жизни человек или его семья не высказались против. По мнению КС, эта статья не может быть неясной или неопределенной. Поэтому ее нельзя рассматривать как нарушающую конституционные права граждан.

КС заметил, что существо требований заявителей "фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов после смерти человека к другой системе - испрошенного согласия".

Суть вопроса вот в чем: по нашему закону о трансплантации отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие. То есть каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому. "Презумпция согласия" это одна из двух основных юридических моделей регулирования процедуры получения согласия на изъятие органов от умерших людей.

Второй моделью является так называемое "испрошенное согласие", которое означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа. Либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина "испрошенного согласия" предполагает определенное документальное подтверждение согласия. Пример подобного документа - "карточки донора", получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство.

Закон "О трансплантации органов и (или) тканей человека" действует в России с 1992 года. В него не раз вносились различные поправки и дополнения, но предыдущая версия закона регулировала только процедуру самой трансплантации и лишь частично затрагивала положения о донорстве органов. Вероятно, поэтому он так и не снял множества вопросов, которые волнуют общество. Главным из них оставался вопрос о презумпции согласия - по действующему закону считается, что если человек при жизни ясно не заявил о своем нежелании быть донором, изъятие его органов возможно.

Эта норма породила немало "страшилок" в СМИ, которые пугали общество, и порой небескорыстно, а также и судебных исков к врачам, как правило, безосновательных. Но именно она и позволила развивать трансплантологию в нашей стране.

С учетом всего этого минздрав России подготовил новый закон "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)". Как сообщили "РГ" в минздраве, законопроект находится на согласовании в правительстве и в этом году будет внесен в Государственную Думу. В нем прописан механизм трансплантационной координации, который позволит наладить взаимодействие лечебных учреждений. Разработчики также постарались учесть права как потенциальных доноров и их родственников, так и пациентов, для которых пересадка органов служит единственной возможностью сохранить жизнь.

В проекте нового закона учтено то, о чем так долго говорили трансплантологи, - создание федерального регистра прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти. Такие регистры существуют во всех странах Европы и Америки. Законопроект прошел общественное обсуждение, в ходе которого в него были внесены многие поправки.

Однако у некоторых экспертов и у общества все еще остаются вопросы. Например, предусматривается, что заявление о согласии или несогласии стать донором после смерти должно быть заверено либо в медицинской организации, либо нотариально - в реальных условиях это может быть слишком сложно, нужна более простая система. Во-вторых, необходимо предусмотреть в законе и систему защиты от несанкционированного доступа в регистр. Неоднозначно прописаны права родственников потенциального донора, не сняты острые вопросы прижизненного донорства - например, вопрос о возможности быть донором для супругов или некровных родственников. Возможно, эти вопросы будут решаться в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме.

Понадобится и большая просветительская работа, чтобы сформировать благоприятный общественный фон для донорства, как это сумели сделать во многих странах, где изъявить готовность к посмертному донорству органов - значит проявить самые высокие нравственные качества. Само же научное направление продолжает развиваться.

В 2015 году были приняты поправки в Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", которые существенно поддержали трансплантологию, - заявил "РГ" директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова Минздрава России академик Сергей Готье. - Организация органного донорства была, наконец, признана медицинской деятельностью и под нее запланированы бюджетные деньги. Это произошло впервые за всю историю развития отечественной трансплантологии. Ситуация в ней сохраняется благоприятная - пересадки продолжаются, есть даже небольшой рост. Но перспективы у этого направления гораздо шире. Необходимо больше рассказывать о возможностях и успехах медицины, чтобы недобросовестная негативная информация не дезориентировала общество.

В 2015 году в России выполнено более тысячи пересадок органов - подобные операции ведутся в 45 медицинских центрах. В ФНЦТиИО МЗ РФ выполнено 135 трансплантаций почки, 103 - сердца, 135 - печени, 9 - легкого.

Законодатели утверждают, что его ждёт непростая судьба из-за большого общественного резонанса

Фото Дмитрий Беркут, ТАСС

По данным Московского координационного центра органного донорства, ежегодно в операциях по пересадке органов нуждаются пять тысяч россиян, из которых 30 процентов дети. Несмотря на остроту проблемы, никакого отдельного закона о детском донорстве в ближайшее время в России не появится. Порядок осуществления и детской, и взрослой трансплантологии органов будет осуществлять один масштабный документ, подготовленный Минздравом. Его-то Правительство и собирается внести в Государственную Думу в этом году.

Ранее в газете «Известия» сообщалось , что закон, разрешающий детское донорство, уже находится в Правительстве и после всех согласований и экспертиз будет внесён в Госдуму уже в этом году - в осеннюю сессию. Главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. А.Н. Бакулева, академик Лео Бокерия в интервью изданию сообщил, что «сейчас очень много центров в Российской Федерации, в которых это (пересадку сердца детям) могут делать. Думаю, что на сегодняшний день - по меньшей мере 30 клиник».

По статистике в НИИ здоровья детей РАМН, в среднем ежегодно в РФ примерно 200 детей должны получить донорскую почку, 100 - печень, 150 детей нуждаются в операции по пересадке сердца.

Изымать органы у умерших детей никто сейчас не запрещает

Директор ФГБУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Минздрава России академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Сергей Готье разъяснил «Парламентской газете», что никаких отдельных законов для детей и взрослых не будет.

«В настоящее время в России действует Закон «О трансплантации органов и тканей человека», который датирован декабрём 1992 года, - рассказал он. - Этот закон не ограничивает возраст посмертного донора. Там нет указаний, что у умерших детей нельзя изымать органы».

Эксперт уточнил, что когда этот закон принимался, была выпущена также инструкция Минздрава, о констатации смерти мозга человека. Она была принята с оговоркой, что она действует только для лиц старше 18 лет.

«Впоследствии, в 2015 году, был выпущен новый документ, - сказал Сергей Готье. - И вы будете удивляться, наверное, но с 1 января 2016 года в стране теперь нет препятствий к получению донорского органа от ребёнка с возраста от одного года».

В законе об основах охраны здоровья граждан РФ, в 47-й статье указано, что посмертное донорство органов у детей возможно только с согласия родителей. Если у ребёнка родителей нет, он не может быть рассмотрен как потенциальный донор органов. Это сделано для того, что бы исключить все разговоры о «несчастных сиротках», которых злые люди могут «пустить на органы».

«До сих пор, с 1 января 2016 года, ни одного прецедента по пересадке органов от умершего ребёнка ещё не было», - заключил Сергей Готье.

Что касается пересадки органов от живого донора к живому человеку, то это разрешается только его генетическим родственникам. И полностью запрещены операции по трансплантации донорских органов от детей к детям.

«Это даже не рассматривается, - рассказала «Парламентской газете» депутат Ольга Красильникова («Справедливая Россия»). - Я крайне негативно к этом отношусь. Как представитель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и как бывший представитель Комитета по охране здоровья, я считаю, что человек сам должен принимать решение о том, хочет он быть донором или нет. Например нужна почка: ребёнок такого решения принять не может. Соответственно, решение будут принимать родители».

По мнению депутата, «невероятно нужны органы и детям, и взрослым, но это неправильно, если родитель будет жертвовать одним ребёнком в пользу другого».

Закон нужен, но принят будет не скоро

Однако у легализации детской трансплантологии есть и противники. Существует мнение, что принятие разрешения пересадки детских органов принесёт обществу больше вреда, чем пользы. «Объявлять трупом человека с бьющимся сердцем только потому, что у него умер мозг, это преждевременно, утверждал ранее президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский . - Люди по нескольку лет находятся в коме, спят летаргическим сном. По-моему, нельзя лишать таких пациентов шансов на выживание».

Подготовка законопроекта о донорстве органов идёт уже несколько лет.

«Правительство должно было внести его ещё в сентябре 2015 года, и мы его ждали, - рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, экс-председатель думского Комитета по охране здоровья Сергей Калашников. - Я думаю, что и сейчас этот законопроект, к сожалению, внесён не будет. Когда заходит речь об этом законопроекте, в обществе идёт острая дискуссия о презумпции согласия и несогласия на трансплантацию. У нас сейчас действует принцип «презумпции согласия». То есть независимо от того, хотел этого при жизни человек или нет, его органы могут быть использованы в качестве донорских. Для большинства людей это открытие, они этого не знают».

Тем не менее законодатель считает, что такой законопроект нужен.

«Я например, обеими руками за, его поддерживаю и жду», - сказал он. - Причём я ещё года два назад подготовил к нему поправки. Поскольку это достаточно «эпатажный» и общественно значимый закон, я не думаю, что он будет принят в ближайшее время. Или, как я уже предлагал главе Минздрава Веронике Скворцовой, его нужно вносить частично».