Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Почетные консулы. Положение о почетном консуле российской федерации Какую сумму может перевозить почетный консул

Почетные консулы. Положение о почетном консуле российской федерации Какую сумму может перевозить почетный консул

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Принципы международного права.

Консульства: понятие, функции. Институт почетного консула.

Основные принципы международного права

Принцип – это руководящая идея, основное правило поведения. Во внутригосударственном праве на базе принципов формируется законодательство, развивается правоприменительная практика. Органы законодательной и исполнительной власти, а также судебные органы руковод- ствуются ими в своей деятельности.

Не менее важна роль принципов и в международном праве, т.е. на принципы возлагается ещё более ответственная задача – выступать регу- лятором международных отношений в тех случаях, где в этом есть необ- ходимость. Основные принципы международного права – это не любые принципы международного права, например, принцип свободы открытого моря – он не подходит, поскольку не применяется в общем международ- ном праве. При характеристике основных принципов международного права их следует рассматривать как общепризнанные принципы.

Общепризнанные принципы международного права – это, по сути, нормы международного права, т.е. правила поведения, которыми должны руководствоваться субъекты международного права в процессе междуна- родного общения. Международный суд ООН в своей практике не прово- дит различие между этими понятиями, т.е. общепризнанные принципы тождественны нормам международного права.

Основные принципы международного права – это наиболее важные принципы; наиболее общие нормы международного права, которые обще- признаны всеми субъектами международного права. Другие нормы меж- дународного права должны им соответствовать. Основные принципы ме- ждународного права – это, по сути, императивные нормы особого высше- го порядка (jus cogens), отклонение от которых недопустимо (ст. 53 Вен- ской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)

Данные принципы – это наиболее общие правила поведения, кото- рые находят свою детализацию в международных нормативно-правовых актах; они активно применяются на практике; основные принципы уни- версальны, т.к. на их основе возникают различные международно- правовые договоры; они взаимозависимы, и нарушение одного из них влечёт за собой нарушение другого принципа.

В результате принятия Устава ООН в 1945 г. были сформулированы и нашли своё закрепление (ст. 2) такие основные принципы, как:

1. Суверенное равенство всех государств. В международно- правовом плане все государства равны, пользуются правами и ис- полняют обязанности в соответствии с их суверенитетом. Госу- дарства обязаны уважать правосубъектность других государств, т.е. принцип призван гарантировать всем государствам равные права на равный суверенитет. В рамках ООН на заседании Гене- ральной Ассамблеи каждое государство имеет один голос.

2. Добросовестное выполнение международных обязательств. Данное требование обязывает государства неукоснительно со- блюдать свои обязательства, проистекающие из выполнения об- щепризнанных принципов и норм международного права, а также тех обязательств, которые вытекают из их международных дого- воров. Обязанности государств, проистекающие из Устава ООН, имеют преимущественную силу перед иными обязательствами.

3. Разрешение любых споров мирными средствами. Для этого име- ется достаточно широкий спектр международных средств, среди которых: переговоры, посредничество, международные организа- ции и конференции и т.д. Ни сами государства участвующие в споре, ни другие государства не должны предпринимать дейст- вия, ухудшающее положение спорящих сторон, и затруднять мирное урегулирование спора.

4. Неприменение силы или угрозы силой. В соответствии с данным принципом государства принимают на себя обязательства при урегулировании споров не применять силу или её угрозу. Агрес- сивная война является преступлением против мира, и подобные действия влекут за собой ответственность по нормам междуна- родного права. Никакие территориальные приобретения в резуль- тате применения силы не должны признаваться законными.

5. Невмешательство. Государства не должны ни прямо ни косвенно вмешиваться во внутренние дела других государств с целью ухудшения там обстановки путём влияния на политическую, эко- номическую и иную ситуацию внутри этих стран. Каждое госу- дарство имеет неотъемлемое право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без какого-либо внешнего вмешательства.

Однако меры, предпринимаемые ООН в соответствии со ст. 41 и 42 Устава к государству-нарушителю, не могут считаться вмешательством во внутренние дела такого государства.

В то же время «гуманитарная интервенция» под любым предлогом в обход ООН есть прямое нарушение данного принципа и должно получать соответствующую негативную оценку со стороны мирового сообщества.

6. Сотрудничество. Данный принцип обязывает государства стр ить так свои отношения, чтобы в процессе взаимодействия между ними эта деятельность шла бы на пользу каждого из государств, вела к их экономическому росту, культурному процветанию; способствовала совместной борьбе с терроризмом, разрешению эко- логических и иных проблем. Этот принцип развивает принцип мирного сосуществования государств, который был актуален в годы «холодной войны», а сейчас приобрёл другую характеристику, связанную с укреплением понимания среди государств, что им приходится жить в условиях «многополярного мира».

7. Равноправие и самоопределение народов. Каждое государство обязано уважать право народа на создание собственного независимого государства и выбирать свой путь экономического, политического, социального и культурного развития. Этот принцип основан на признании суверенитета нации (для унитарного государства) или суверенитета народа (для федеративного государства с многонациональным населением). Только народ делегирует сво- ему государству в лице главы государства и главы правительства право выступать от имени народа внутри страны и за рубежом.

Данные принципы нашли своё закрепление также и в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с принципами ООН 1970 г.

В Хельсинки (Финляндия) 1 августа 1975 г. был подписан Заключи- тельный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ко- торый наряду с уже действующими основными принципами международ- ного права были добавлены ещё три, отраженные впоследствии во всех международно-правовых документах. Они вошли в общий перечень ос- новных принципов международного права и составили общее междуна- родное право, в частности:

8. Нерушимость границ. Государства будут воздерживаться от лю- бых попыток посягательств на государственные границы других стран. Любые территориальные изменения возможны только на основе свободно заключённого международного договора, а так- же по другим основаниям, в соответствии с нормами междуна- родного права

9. Территориальная целостность государств. Государства обязу- ются уважать территориальную целостность других государств. Воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами ООН.

10. Уважение прав человека и основных свобод. Международное со- общество государств через международное право пытается за- щитить права человека и его основные свободы. Для этого были созданы международные организации и подписаны соответст- вующие декларации, направленные на защиту данного принципа как в мирное, так и в военное время.

Принцип уважения государственного суверенитета рассматривает- ся в теории международного права как самостоятельный принцип и как часть принципа суверенного равенства государств.

Основные принципы международного права действуют во всех от- раслях, и ими должны руководствоваться все субъекты международного права. На Венской встрече 1986 г. государства-участники Совещания 1975 г. вновь подтвердили свою приверженность всем данным 10 принципам и утвердили программу имплементации этих принципов.

Основные принципы международного права можно классифициро- вать по следующим группам:

Принципы, касающиеся обеспечения мира и международной безо- пасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров;

Принципы, касающиеся обеспечения сотрудничества государств: добросовестного выполнения международных обязательств и взаимодей- ствия государств на международной арене;

Принципы, касающиеся обеспечения прав человека, народов и на- ций: равноправие и самоопределение народов; уважение прав человека; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; нерушимость границ; территориальная целостность госу- дарств.

Отраслевые принципы международного права дополняют и углуб- ляют основные принципы с целью развития всего международного права.

Консульские учреждения

Наряду с дипломатическими государства поддерживают друг с дру- гом консульские отношения и по взаимному согласию обмениваются консульскими представительствами. Как правило, установление ди- пломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения мо- гут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.

В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сно- шениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:

Охрана и защита в государстве пребывания интересов представ- ляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц),оказание им помощи и содействия, а также обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства;

Содействие развитию торговых, экономических, культурных и на- учных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

Выяснение всеми законными путями условий и событий в торго- вой, экономической, культурной и научной жизни государства пребы- вания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

Выдача паспортов и виз, исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязан- ностей, а также выполнение некоторых функций административного характера;

Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений в соответствии с действующими международными соглашениями или правилам государства пребывания;

Оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажу;

Выполнение других функций, возложенных на консульское уч- реждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

В государстве, где нет дипломатического представительства, кон- сульские учреждения могут осуществлять некоторые дипломатические функции.

Количество и класс консульских учреждений, их местонахождение определяются соглашением между государствами. При этом, в отли- чие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах кон- сульского округа, границы которого также определяются по взаим- ному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное кон- сульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

По своим функциям и характеру работы они мало отличаются друг от друга. Генеральное консульство обычно открывается в крупных портовых и промышленных центрах и иных населенных пунктах, где представляемое государство имеет особые интересы, консульст- во – в городе, меньшем по размерам и значению. В некоторых слу-

чаях генеральный консул может быть руководителем всех остальных консулов своего государства в стране пребывания или в отдельной ее части.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консуль- ских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с назва- ниями консульств, которыми они руководят:

1) генеральный консул;

2) консул;

3) вице-консул;

4) консульский агент.

При этом в гене- ральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-техниче- ские работники) и работники обслуживающего персонала.

Особый вид консульского учреждения – консульский отдел в дипломатическом представительстве, в котором работают сотрудники дипломатического представительства, выполняющие консульские функции. В связи с этим обычно различают консулов «отдельных» (работающих в консульских учреждениях) и консулов «отдельских» (работающих в консульских отделах дипломатических представи- тельств).

Кроме «отдельных» и «отдельских» консулов существуют также нештатные или почетные консулы, полномочия которых, однако, ог- раничены по сравнению с полномочиями штатных консульских долж- ностных лиц. Почетные консулы, как правило, назначаются из числа граждан представляемого государства или государства пребывания, достаточно известных в данном населенном пункте и являющихся адвокатами, предпринимателями или общественными деятелями. Почетные консулы не состоят на государственной службе и выполняют консульские функции параллельно с ведением собственного бизнеса. Заработной платы они не получают и содержатся за счет консульских сборов, взимаемых за оказанные ими услуги.

В последние десятилетия институт почетных консулов получил в мире достаточно широкое распространение. В некоторых стра- нах (Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно превышает количество штатных консулов. Что касается нашего государства, то до 1976 г. СССР не принимал иностранных почетных консулов и не назначал своих за границу. В настоящее время ситуация в этой области изменилась и число почетных консулов иностранных государств в России и российских за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено спе- циальное Положение о почетном консуле Российской Федерации.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым госу-

дарством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается спе- циальный документ – консульский патент, в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учре- ждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компе- тентным лицом разрешительной надписи на самом консульском па- тенте. В случае отказа в выдаче экзекватуры государство пребывания не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа1.

Другие должностные лица консульского учреждения в соответствии со ст. 19 Венской конвенции 1963 г., за небольшими исключениями, свободно назначаются представляемым государством на соответст- вующие должности. Тем не менее в соответствии с Конвенцией пред- ставляемое государство должно заблаговременно сообщать государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консуль- ских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем чтобы государство пребывания могло, если оно этого пожелает, осуще- ствить свои права, предусмотренные п. 3 ст. 23 Конвенции. Этот пункт устанавливает, что «лицо, назначенное в качестве работника консуль- ского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение».

Прекращение функций работников консульских учреждений в соответствии со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит в случаях:

1 Руководитель консульского отдела дипломатического представительства не нуждается в консульском патенте и экзекватуре. Его назначение происходит в соответствии с правилами о назначении дипломатических работников.

уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомле- ния государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консуль- ского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.

Почетный консул – это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула – это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Международной практике известны, помимо штатных, и категории нештатных (почетных) консулов. Венская конвенция 1963 г. закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, определяя режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов. В России действует Положение о почетном консуле Российской Федерации, утвержденное приказом МИД России от 13.10.1998 .

Почетный консул – это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет.

Согласно Положению о почетном консуле Российской Федерации таким консулом является любое лицо, не занимающее поста консульского должностного лица, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации. Почетные консулы назначаются, как правило, из местных известных деятелей, имеющих авторитет в политических и деловых кругах. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Положение о почетном консуле Российской Федерации предусматривает, что им может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства. Требуется, чтобы он занимал "видное общественное положение в государстве пребывания", обладал необходимыми личными качествами и "имел возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции". Почетный консул назначается министром иностранных дел РФ или лицом, его замещающим, по предложению российского дипломатического представительства или консульского учреждения. Он выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминиканской Республике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малайзии, Ливане и ряде других государств. В 1998 г. состоялось первое в истории российской консульской службы совещание почетных консулов РФ.

Институтом почетного консула широко пользуются латиноамериканские, скандинавские и другие европейские государства; значительное число почетных консулов имеется у США и Великобритании. В городах России, в том числе портовых, почетных консулов имели на конец 2014 г. Австралия, Австрия, Италия, Великобритания, Коста-Рика, США, Таиланд, Франция, Филиппины и другие государства. Привлекательность института почетных консулов определяется не в последнюю очередь и финансовыми соображениями.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консулов совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 г. предусматривает применимость к почетным консулам и консульским учреждениям, возглавляемым ими, ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульских учреждений, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульское учреждение. В ряде вопросов, таких как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение их от налогов, таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей, Венская конвенция 1963 г. закрепила положения, которые отражают специфику консульских учреждений, возглавляемых почетными консулами. В случае, если почетный консул является гражданином государства пребывания, оно вправе по своему усмотрению определить и ограничить его привилегии и иммунитеты. Вместе с тем при выполнении консульских функций он должен освобождаться от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Международной практике известны, помимо штатных, и категории нештатных (почетных) консулов. Венская конвенция 1963 г. закрепляет это деление консульских должностных лиц на две кате гории, регулируя режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе.

Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов. В России действует Положение о почетном консуле Российской Федерации, утвержденное приказом МИД России от 13.10.199864.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет.

Согласно Положению о почетном консуле Российской Федерации почетным консулом является любое лицо, не занимающее поста консульского должностного лица, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации. Почетные консулы назначаются, как правило, из местных коммерсантов и других деятелей, имеющих вес в политических и деловых кругах. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Положение о почетном консуле РФ предусматривает, что им может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства. Требуется, чтобы он занимал «видное общественное положение в государстве пребывания», обладал необходимыми личными качествами и «имел возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции». Почетный консул назначается министром иностранных дел РФ или лицом, его замещающим, по предложению российского дипломатического представительства или консульского учреждения. Он выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминикан- ской Республике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малайзии, Ливане и ряде других государств. В 1998 г. состоялось первое в истории российской консульской службы совещание почетных консулов РФ.

Институтом почетного консула широко пользуются латиноамериканские, скандинавские и другие европейские государства; значительное число почетных консулов имеется у США и Великобритании. В городах России, в том числе портовых, почетных консулов имели на конец 2007 г. Австралия, Австрия, Великобритания, Коста-Рика, США, Таиланд, Филиппины и другие государства. Привлекательность института почетных консулов определяется не в последнюю очередь и финансовыми соображениями.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консулов совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 г. предусматривает применимость к почетным консулам и консульским учреждениям, возглавляемым ими, ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульских учреждений, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульское учреждение. В ряде вопросов, таких как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение их от налогов, таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей, Венская конвенция 1963 года закрепила положения, которые отражают специфику консульских учреждений, возглавляемых почетными консулами. В случае, если почетный консул является гражданином государства пребывания, оно вправе по своему усмотрению определить и ограничить его привилегии и иммунитеты. Вместе с тем при выполнении консульских функций он должен освобождаться от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Еще по теме 18.5. Почетные консулы:

  1. Права и обязанности консула РФ в отношении российских судов
  2. 2.4. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  3. § 5. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД
  4. Базанов И.А.. Идея настоящего исследования зародилась у автора при ознакомлении с русским проектом вотчинного устава 1893 г. Проект вотчинного устава целится насадить у нас тот самый вотчинно-ипотечный режим, который с неодинаковым успехом давно завоевал себе почетное место в праве наших западных соседей и который явился там результатом сложной серии разнообразных факторов. Тем более это новшество нуждалось у нас в научном освещении. Освещая новинку нашего правообразования, возможно было пойти д
  5. § 19. Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты
  6. 282. Какие сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовые книжки работников?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -

Институт Почетных консулов играет заметную роль в расширении двусторонних связей между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки.

1. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

2. Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

3. Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

4. Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

5. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

6. По согласованию с государством пребывания и с согласия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства

Почетный консул РФ в Денвере (шт.Колорадо), Дебора Анн Палмьери
Адрес: 1552 Pennsylvania St.Denver, CO 80203

В пресс-центре РИА Новости 22 апреля состоится , приуроченная к отмечаемому в мае текущего года 200-летию Консульской службы России.

Вы можете задать свой вопрос уже сейчас. Для этого нужно отправить SMS на номер 2320 в формате: МИД текст вопроса . Примечание: МИД - обязательный префикс перед текстом вопроса.

1. Штатные консулы получали определенное содержание от правительства, нештатные консулы его не получали.

2. Штатные назначались из лиц, находящихся на государственной службе, нештатные консулы избирались из числа местных жителей и могли быть как русскими, так и иностранными подданными.

3. Нештатные консулы назначались, как правило, в такие пункты, где при недостаточности оснований к учреждению штатного консульского поста существовала необходимость в присутствии консульского представителя для защиты интересов русских подданных и для осведомления штатного консульства.

4. Сфера деятельности нештатного консула ограничивалась тем портом или городом, в котором он проживал.

В царской России в 1909 году насчитывалось свыше 300 почетных консулов.

После Октябрьской революции по советскому законодательству допускалось назначение почетных консулов. Первым законодательным актом, специально относящимся к консульской службе и сформулировавшим основные ее принципы, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 октября 1918 года. В статье 2 Декрета, в частности, предусматривалось использование института почетного консула: "В странах и местностях, в которых нет самостоятельных консульств или консулов Рабоче-крестьянское правительство права и обязанности консулов поручает кому-либо из местных граждан данной страны, изъявивших на то свое согласие".

Советское правительство еще до заключения Брестского мира возложило обязанности почетного консула в США на писателя Джона Рида, в Стокгольм почетным генеральным консулом РСФСР назначался шведский социалист Фредрик Стрем (1918), в Великобританию (в Глазго) почетным консулом Советской России был назначен видный британский профсоюзный деятель Джон Маклин. Но осуществить эти назначения и организовать работу советских почетных консулов не удалось из-за противодействия правительств названных государств.

В принятом в 1921 году Общем положении о советских органах за границей уже не предусматривалась возможность назначения нештатных (почетных) консулов, хотя и не содержалось отказа от такой возможности. Консульский Устав СССР 1926 года уже содержал прямой отказ советского государства от назначения почетных консулов.

Консульский устав СССР 1976 года предусмотрел возможность поручения, по согласованию с государством пребывания, выполнения отдельных консульских функций нештатным консулам, которыми могли быть как граждане СССР, так и иностранцы.

В развитие Консульского устава 27 апреля 1988 года было принято Положение о нештатном (почетном) консуле СССР, которое явилось основой для деятельности около двадцати почетных консулов СССР/РФ в 1989 - 1998 годах.

13 октября 1998 года приказом по МИД России было утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации, которое заменило Положение 1988 года.

Согласно Положению о почетном консуле РФ 1998 года, он подчиняется МИД РФ и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения РФ в государстве пребывания. При отсутствии дипломатического представительства и консульств (штатных) почетный консул действует под руководством МИД РФ или, по его поручению, российского дипломатического представительства в сопредельном государстве.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

1. Почетный генеральный консул.
2. Почетный консул.
3. Почетный вице-консул.
4. Почетный консульский агент.

Местонахождение резиденции и канцелярии почетного консула, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим или консульским учреждением, под руководством которого он действует, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц РФ, принимает меры к тому, чтобы граждане и юридические лица РФ пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными ими законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.

Почетный консул осуществляет регистрацию граждан РФ , находящихся на территории его консульского округа; участвует в мероприятиях по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений на территории государства пребывания; принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами РФ, которые остались без родительского попечения, и над недееспособными или не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами РФ; принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина РФ; содействует иностранным гражданам и организациям в оказании ими гуманитарной помощи, а также в оформлении передачи денег, ценностей и имущества в дар РФ, юридическим лицам и гражданам РФ и др.

Почетный консул может покинуть свой пост, если его отзовет направившее государство или же власти страны пребывания отзовут свое согласие на его работу.

Почетные консулы получают фактически те же привилегии и иммунитеты , что и карьерные консульские лица (их «охранные грамоты» - Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 года и двусторонние консульские соглашения). Разница, как правило, состоит лишь в том, что почетный консул имеет эти привилегии и иммунитеты лишь в рамках исполнения им консульских функций. Кроме того, его нередко частично освобождают от налогов и сборов. Почта и багаж почетных консулов, как правило, не подлежат досмотру, транспортные средства - реквизиции.

В последнее время становится все более востребованным. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

По данным на ноябрь 2008 года, Российская Федерация представлена за рубежом 73 почетными консулами, действующими в 51 стране. На территории России действуют 76 почетных консульских должностных лиц иностранных государств.

Корпус российских почетных консулов формируется в основном из среды деловых людей - местных граждан или выходцев из России, пользующихся соответствующей репутацией в аккредитующем государстве, не работающих в государственных учреждениях и не занимающих выборные должности, а также с учетом мнения страны пребывания.

Среди консульских функций , выполняемых почетными консулами, весьма актуальными становятся услуги в следующих вопросах:

1. Оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью.
2. Оформление документов для осуществления экспортно-импортных операций (лицензий, сертификатов и т.д.), таможенных документов, а также легализации их в случае необходимости.
3. Оформление статуса пребывания в стране, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство.
4. Содействие в приобретении или продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, найм квартир и помещений, оформление необходимых для этого документов.