Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Школьное самоуправление! Как организовать самоуправление в школе Работа органа школьного самоуправления

Школьное самоуправление! Как организовать самоуправление в школе Работа органа школьного самоуправления

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Президент школы - Ладыгин Александр

Министерство

Министр

Куратор

Образования

Беда Кирилл

Каплун Е. Н., руководитель школьного отделения МАН

Туризм и спорт

Шуваев Артем

Умеров Э.М.., учитель физической культуры

Милосердия

Шаповал Анна

Смирнова Н.П., учитель начальных классов

Экология

Гожа Анна

Богданова Т.С., учитель географии

Культура и отдых

Евдокименко Мария

Дагаева О.В., учитель начальных классов

Информация

Довгополая Карина

Шеванова Е.А., заместитель директора по ВР

Дисциплины и порядка

Ладыгин Александр

Шевченко Н.Н., руководитель кружка "Юнармия"

План
деятельности министерства информации
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

сентябрь, январь

Организация и проведение выставок

постоянно

Организация и проведение конкурсов рисунков

в течение года

Оформление стендов

в течение года

Оформление папок

в течение года

Работа в школьной газете «Четвертая высота»

постоянно

Сотрудничество со СМИ города

постоянно

Написание статей

постоянно

постоянно

Участие в школьных мероприятиях

постоянно

Участие в городских мероприятиях

постоянно

Помощь в составлении сценариев мероприятий

постоянно

Куратор министерства Е.А. Шеванова

План
деятельности министерства экологии
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Работа по благоустройству пришкольной территории. Операция «Чистодвор»

Сентябрь

Распределение и закрепление за классами школьной территории для уборки и благоустройства

в течение года

в течение года

Старт смотра - конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции

в первого семестра

Экологический десант «Чистый двор».

в течение года

Начало акции «Подари школе дерево»

постоянно

Акция «Береги свет, тепло и воду!» - Конкурс рисунков на тему энергосбережения и энергоэффективности «Дети за чистую энергию»

ноябрь

Акция «Вместо ёлки -зимний букет»

декабрь

Крым - наш общий дом. Проблемы охраны окружающей среды

ноябрь, декабрь, апрель

День Земли

апрель

II этап смотра-конкурса «Зеленый наряд школы» в рамках природоохранной акции «Крым - наше настоящее и будущее»

март-апрель

Трудовой десант по благоустройству территории школы

постоянно

Участие в конкурсе «Птица года»

март

Участие в конкурсе «Галерея комнатных растений»

в течение года

Выставки поделок из природных материалов

в течение года

Куратор министерства Т.С. Богданова

План
деятельности министерства дисциплины и порядка
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Составление и утверждение «Положения о дежурстве»

сентябрь

Организация генеральной уборки кабинетов

в течение года

Проведение акции «Чистая школа-чистый город»

в течение года

в течение года

Контроль опозданий, посещений учащихся

постоянно

Контроль осуществления дежурства на этажах, в кабинетах

постоянно

Подготовка к мероприятию «Зарница»

март- апрель

ноябрь, декабрь, апрель

Проверка внешнего вида учащихся

1 раз в месяц

Рейд «Курению-нет»

постоянно

Рейд «Кого нет на уроке»

постоянно

Проверка классных уголков

1 раз в семестр

Куратор министерства Н.Н. Шевченко

План
деятельности министерства милосердия
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Акции милосердия «Помоги собрать ребёнка в школу», 1-11 классы

сентябрь

«Ветеран живет рядом»

в течение года

Проведение акции «Чистая школа-чистый город»

в течение года

Проведение рабочих, торжественных линеек

в течение года

«Передай добро по кругу»

постоянно

Формирование волонтерских отрядов для работы с ветеранами ВОВ

постоянно

Помощь в составлении социального паспорта класса, школы

сентябрь

Проведение недель, месячников правового воспитания

ноябрь, декабрь, апрель

декабрь

Акция-поздравление, посвященная празднованию Дня пожилого человека, Дня учителя «Спешите творить добро», 9 мая

октябрь, май

Участие в Неделя защиты прав детства «Дорогою добра». Благотворительная акция «Передай добро по кругу». Круглый стол «Мир нашему дому».

Единый день профилактики «Что значит быть счастливым»

постоянно

Куратор министерства Н.П. Смирнова

План
деятельности министерства культуры и отдыха
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

сентябрь

Организация и проведение конкурса рисунков о БДТП

сентябрь

«Посвящение в первоклассники»

сентябрь

Организация сбора макулатуры

ежемесячно

Организация проведения встреч с общественностью

сентябрь

Игра «Азбука безопасности»

сентябрь

Организация конкурса - выставки творческих работ по БДЦ « Новый дорожный знак»

сентябрь

«Посвящение в пятиклассники»

сентябрь

Подготовка к проведению Дня учителя

сентябрь

Конкурс стенгазет и оформления классных кабинетов, посвященный Дню учителя

сентябрь

Конференция лидеров ученического самоуправления

сентябрь

Проведение акции « Спешите творить добро» - поздравление ветеранов педтруда

октябрь

Конкурс - выставка « Дары осени » - поделки из природного материала

октябрь

Проведение выставки школьных стенгазет, поздравительных открыток, посвященной Дню учителя

октябрь

Помощь пятиклассникам в подготовке к городскому конкурсу «Зов джунглей»

октябрь

Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!»

октябрь

Помощь в подготовке шестиклассников в городском конкурсе «Дружат дети на Планете»

октябрь

Организация и проведение вечера для старшеклассников « Осенний бал»

октябрь

Подготовка и проведение праздника «Посвящение в старшеклассники»

октябрь

Конкурс- выставка рисунков «Безопасное использование газа в быту»

октябрь

Неделя вежливости - неделя толерантности

ноябрь - декабрь

Участие в выставке «Новогодний сувенир»

ноябрь

Организационное совещание лидеров ученического самоуправления

ноябрь - декабрь

Парад презентаций «Культура и быт народов Крыма»

ноябрь

Неделя военно-патриотического воспитания

декабрь

Конкурсно-развлекательная игра «Будущие защитники Отечества»

декабрь

Подготовка к проведению новогодних праздников. Работа мастерской Деда Мороза

декабрь

Акция «Вместо елки - зимний букет»

декабрь

Подготовка к проведению вечера встречи выпускников «odnoklassniki.гu»

Январь-февраль

Организация сбора макулатуры

ежемесячно

Подготовка и проведение мероприятия, посвященного дню Святого Валентина

февраль

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню вывода войск из Афганистана

февраль

Конкурс стенгазет ко Дню защитника Отечества

февраль

март

март- апрель

Проведение мероприятия, посвященного Международному женскому дню.

март

март

Подготовка к городскому конкурсу «Живые родники»

март-апрель

«Ученик года»

апрель

Выставка композиций «Пасху встречаем!»

апрель

«Юморина в школе»

апрель

Организация мероприятия «Праздник Букваря»

май

Неделя семьи

апрель

Участие в городских мероприятиях, посвященных освобождению родного города

апрель

Подготовка и проведение праздничного концерта «Этих дней не смолкнет

май

Акция «Ветеран живёт рядом».

май

Подготовка мероприятий ко Дню Победы

май

Подготовка праздника Последнего звонка

май

Выпускной вечер

июнь

К уратор министерства О.В. Дагаева

План
деятельности министерства спорта и туризма
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Организация и проведение спортивных мероприятий

постоянно

Участие в школьных спортивных мероприятиях

в течение года

Оформление спортивного уголка

в течение года

Разработка проекта «Спортивное будущее моего города»

в течение года

Работа с младшими классами по привлечению в спортивные кружки и секции

постоянно

Проведение турнира по футболу

сентябрь-октябрь

Проведение турнира по настольным играм

март

Участие в праздничных линейках

постоянно

Участие в конкурсе «Крымская зима»

декабрь

Участие в городских спортивных мероприятиях

постоянно

Помощь в составлении сценариев спортивных мероприятий

постоянно

Акция «Береги здоровье смолоду»

Сентябрь

Подготовка агитбригады «Мы за здоровый образ жизни»

в течении года

Неделя внешнего вида, чистоты, порядка

в течение года

Классные часы «О вреде курения, употреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, токсичных и наркотических средств.»

в течение года

Проверка оформления уголков здоровья

в течение года

Работа по выполнению основных положений по профилактике детского травматизма и ДТП

постоянно

Работа видеолектория «Азбука здоровья»

постоянно

Проведение игры «Азбука безопасности»

сентябрь

Конференция «Профилактическая работа по предотвращению появления наркотиков в подростковой среде»

Ноябрь, декабрь, апрель

Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни»

декабрь

Лекция «Профилактика респираторных заболеваний». Оформление стенда «ОРЗ, грипп. Меры предосторожности»

октябрь

Лекторий по проблеме туберкулеза и предотвращения употребления никотина в подростковой среде.

постоянно

Проведение дня отказа от курения. Встреча с мед. работниками

3 раза в семестр

Проверка санитарного состояния классных комнат.

постоянно

Конференция «Мы против СПИДа - мы за жизнь!»

декабрь

Видеолекторий «Влияние алкоголя на организм подростка»

январь

Классный час «Мы здоровью не враги»

февраль

Кл.часы, посвященные Всемирному Дню здоровья. Викторина «Что ты знаешь о туберкулезе?»

март

Час общения. «Влияние энергетических напитков на здоровье подростков»

май

Куратор министерства Э.М. Умеров

План
деятельности министерства образования
2019-2020 учебный год

№ п/п

Срок исполнения

Утверждение плана деятельности министерства

сентябрь, январь

Проводит совещания членов советов классов, ответственных за учебу

постоянно

Осуществляет планирование и координирует работу министерства по организационным делам

в течение года

Разрабатывает и предлагает на обсуждение в Парламент систему контроля по школе и классам

в течение года

Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей

постоянно

Контролирует успеваемость, создает комиссию по работе с неуспевающими

постоянно

Куратор министерства Е.Н. Каплун

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД


2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кириченко Мария -10а класс

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Состав органа ученического самоуправления

Президент школы - Мустаева Виктория

Вице президент - Волошин Даниил

Правовые основы организации школьного самоуправления

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Теперь подробно остановимся на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.

1 . Всеобщая декларация прав человека , которая принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Этот документ предписывает всем государствам - членам ООН привести в соответствие с ним свои национальные законы. Поэтому мы и приводим отдельные статьи, которые имеют непосредственное отношение к нашей проблеме.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

2 . Конвенция ООН о правах ребенка , которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

Статья 15 Конвенции о правах ребенка гласит : «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

В статье 29 данной Конвенции говорится: «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе.

Никакая часть настоящей статьи... не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством».

3 . Конституция Российской Федерации, которая была принята на референдуме (то есть общенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. В статье 17 Конституции говорится: «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

А статья 32 Конституции прямо указывает на то, что «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

4. Федеральный закон «Об образовании» является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права».

Статья 2 данного закона гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».

В статье 4 Закона «Об образовании» раскрываются задачи законодательства Российской Федерации в области образования:

«1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области».

Статья 13 Закона «Об образовании» регламентирует структуру Устава образовательного учреждения. Перечислим основные требования, имеющие отношение к системе управления школой. Итак, «1. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

8) права и обязанности участников образовательного процесса».

В статье 14 данного закона содержатся общие требования к содержанию образования:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Итак, статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»:

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом образовательного учреждения.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников »: «1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются Уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим Уставом локальными актами.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

5. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г.

Статья 1. Местное самоуправление «1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления «1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

6. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении », которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38.

В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами».

А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

В статье 68 прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».

В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».


Главная > Документ

Система ученического самоуправления

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократичным, открытым, гуманистическим.

Модель ученического самоуправления

Позиционный блок

Самоуправление должно базироваться на следующих жизненных позициях: 1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов ученического самоуправления должны основываться на гуманных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Организационный блок

Структура самоуправления – трёхуровневая.

Второй уровень

Общий сбор

Третий уровень

Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель школьного родительского комитета). Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

(основные функции органов самоуправления)

Общее собрание:

    Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления; Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; Формирует органы самоуправления в школе; Вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; Рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; Заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет учащихся:

    Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; Устанавливает шефство старшеклассников над малышами; Готовит и проводит собрания и конференции учеников; Организует выпуск стенгазет; Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов; Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; Принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; Организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; Утверждает состав делегации учащихся школы на районные совещания и конференции.

Органы самоуправления:

Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Министерство образования отвечает за:

    Создание условий для учебной деятельности школьников; Сбор информации об учебном процессе; Проверку дневников, учебников; Проведение интеллектуального марафона.
Министерство культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение:
    Вечеров отдыха, праздников, фестивалей; Интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; Театральных постановок.
Министерство спорта и валеологии отвечает за:
    Подготовку и проведение спортивных соревнований; Участие в районных спортивных мероприятиях; Сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
Министерство шефства и заботы отвечает за:
    Оказание шефской помощи младшим; Заботу о ветеранах Организует помощь детскому саду; Выявляет адреса милосердия и организует помощь.
Министерство труда и экологии отвечает за:
    Уборку помещений в конце четверти; Распределение классов для дежурства по школе; Проведение субботников; Планирует и организует работу по сохранению и преобразованию школьной мебели, школы, школьной территории.
Министерство печати и информации отвечает за:
    Формирование имиджа школы; Выпуск школьной газеты; Обмен информацией с другими организациями;
Министерство внутренних дел отвечает за:
    Помощь администрации в обеспечении правопорядка в школе; Дежурство по школе; Охрану порядка на школьных вечерах Ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; Осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Классное собрание:

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель.

Нормативно-правовой блок

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

    Устав школы.

    Конституция учащихся.

    Правила для учащихся.

    Положение о самоуправлении.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Управленческий блок

Основные функции самоуправления

контроль

коррекция

Регулирова

Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот. Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, школе). Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу. Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся. Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

Технологический блок

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера. В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и чётко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. Правила стали теми нормами поведения, за за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Развитие детской самостоятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал. Очень важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. С рубриками:

    «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся; «Наш календарь» (рассказы об исторических датах, днях рождения великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Библиотека первого стихотворения»(для ребят и учителей, пишущих стихи); «Поздравляем!»(поздравления с днём рождения, информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.);
Газеты выпускаются два раза в месяц, к первому и пятнадцатому числу. В школе имеется стенд совета учащихся. Он установлен в вестибюле школы, на нём помещён основной материал работы соответствующих отделов, в том числе и решения заседаний. Широкая гласность повышает значение принятых решений, формирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающегося данного ученика или класса, определённым образом влиять на других. Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначает «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувствует себя комфортней, когда ему помогает товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии. Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчётливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предположения по поводу того, как их можно будет провести. За подготовку мероприятий отвечает министерство культуры. Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т. д. В конце каждого полугодия совет учащихся подводит итоги соревнования между классами в соответствии с «Положением о школьном соревновании». Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с другими коллективами, воспитанники на практике борются со всеми неудачами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.
  1. Ученического самоуправления имеет следующие уровни: классное самоуправление и ученическое самоуправление

    Документ

    В классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член имеет свои обязанности.

  2. Организация ученического самоуправления

    Реферат

    В сборнике представлены теоретико-методические основы организации и развития ученического самоуправления в учебных заведениях. Материалы сборника обобщают накопленный опыт работы, предлагая возможные варианты деятельности органов самоуправления

  3. «Организация ученического самоуправления»

    Доклад

    Практика работы общеобразовательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи.

  4. Ученическое самоуправление в моу сош села Сосновый Солонец

    Документ

    Блок целеполагания предполагает принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановку цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения

  5. Библиотека федеральной программы развития образования "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении" Учебно-методическое пособие (1)

    Учебно-методическое пособие

    Прежде чем перейти к описанию теории и практики ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, авторы решили прояснить некоторые принципиальные позиции, без которых невозможно полноценное осуществление данной педагогической


Школьное ученическое самоуправление - это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм.

Самоуправление - это непременный признак развитого детского коллектива.

В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это - высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Коллектив каждой школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Самоуправление рассчитано на достаточно большой коллектив взрослых, и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях:

Учеба;


-труд;

Спорт и укрепление здоровья;

Общение;

Общественно-полезная работа и др.

И малыши, и подростки являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми.

Учет возрастных особенностей осуществляется в ходе

организации и проведения конкретных мероприятий. На время учебного года школа становится маленьким государством - Школьной страной.

Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются и взрослые. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им ведущие роли.

При целенаправленной работе можно добиться следующих результатов:

Повышение интереса к школьной жизни;

Улучшение взаимоотношений в школьном коллективе;

Рост количества активистов;

Улучшение психологического климата в коллективе.

Утверждаю_______________

Директор МБОУ «Исинская СОШ»

Е.Е. Курбанова


Положение о структурном подразделении Детской школьной организации «Единство»

школьном объединении САМ (Совет активно мыслящих)

Общие положения


    Структурное подразделение детской школьной организации «Единство» школьное объединение Совет активно мыслящих (далее САМ) является массовым и добровольным объединением учащихся 5-7 классов на базе МБОУ «Исинская СОШ» Селемджинского района Амурской области, созданное с целью развития и реализации разносторонних способностей учащихся.

  • САМ осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21.03.2002г., а так же Устава школы, настоящего Положения.

  • САМ – орган ученического самоуправления школы, деятельность которого направлена на реализацию прав обучающихся, определенных Уставом школы.

  • САМ входит в состав детской школьной организации «Единство» и формируется на принципах равного представительства от обучающихся 5-7 классов на выборной основе.

  • Состав САМ избирается на один учебный год. В сентябре каждого года, путем открытого голосования, на заседании САМ избирается председатель.

  • Координирует работу САМ педагог-организатор.

  • Цель создания САМ – воспитание свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества, активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Взаимодействие с другими организациями
САМ тесно взаимодействует с Советом старшеклассников, другими структурными подразделениями детской школьной организации «Единство», детскими внешкольными спортивными, творческими учреждениями, с объединениями дополнительного образования, педагогами, родителями, библиотекой.
Задачи САМ

Основными задачами САМ являются:


  • составление плана общешкольных мероприятий на учебный год;

  • организация и проведение коллективных творческих дел в сфере досуга;

  • представление интересов классных коллективов на совете школы;

Функции


  • Координация совместной деятельности САМ и органов самоуправления классных коллективов.

  • Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.

  • Разработка и реализация проектов.

  • Выявление и поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.

  • Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

  • На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных мероприятий.

  • Заслушивает отчеты о работе органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.

  • Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

  • Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.

  • Подводит итоги индивидуального рейтинга учащихся по классам и участвует в организации ежегодного конкурса «Ученик года».

Компетенция и ответственность Детской школьной организации


Обязанности


Права

Ответственность

1. Составление плана общешкольных досуговых мероприятий.

1. Внесение предложений по формированию плана воспитательной работы и уклада жизни обучающихся и детей-инвалидов

1. За реалистичность планируемых мероприятий.

2. Разработка сценариев, формирование механизмов реализации коллективных творческих дел.

2. Постановка вопросов о своевременном обеспечении необходимыми материалами при подготовке КТД перед администрацией ОУ.

3. За качественную разработку и проведение досуговых мероприятий (КТД)

3. Своевременное представление интересов классных коллективов на заседаниях совета.

4. Вносить предложения по жизненно важным вопросам деятельности классных коллективов для обсуждения на классных и педагогических советах.

5. За правомерность и объективность предлагаемых решений, изменений и т. д.

6. Создание условий для творческого роста классных коллективов.

4. Проведение конкурсов, смотров в рамках своих полномочий.

4.За качественную организацию конкурсов и смотров и за объективную оценку творческой деятельности участников этих мероприятий.

7. Ежегодный отчет о проделанной работе

5. Выбор формы отчета (презентация, доклад и др.)

5. За достоверность и полноту представленной информации.

Организация деятельности САМ


  • Заседания актива САМ проводятся не менее одного раза в месяц.

  • Решения актива САМ являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей и если за него проголосовало не менее двух третей членов организации.

  • Решения, принятые актива САМ, доводятся до членов классных коллективов и являются обязательными для исполнения.

  • Для подготовки коллективных творческих дел могут создаваться временные творческие группы из членов САМ, деятельность которых подотчетна ДШО.

  • Классные руководители помогают учащимся организовывать и осуществлять намеченные дела

Документация и отчетность


  • Обязательным документом, регламентирующим деятельность ДШО, является Положение о Детской школьной организации «Единство».

  • Ответственность за сохранность документации САМ несет педагог-организатор.

Права и обязанности члена САМ

Член САМ имеет право:


  • интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы обучающимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные должности;

  • свободно участвовать в обсуждении вопросов актива САМ и ДШО;

  • предлагать активу САМ и ДШО вопросы для обсуждения;

  • предлагать активу САМ и ДШО свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;

  • при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;

  • открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия активом САМ и ДШО решения по этим вопросам;

  • выполняя поручения Совета старшеклассников, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;

  • в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени САМ (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);

  • представлять САМ в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.

Член САМ обязан:


  • участвовать в работе актива САМ;

  • принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает САМ, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях актива СМС или перед ответственными лицами САМ (пред председателем САМ, его заместителем, или руководителем соответствующей рабочей группы);

  • выполнять поручения САМ и своевременно отчитываться за их выполнение;

  • информировать свой класс о работе САМ;

  • представлять на заседаниях САМ мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения САМ все предложения и замечания, которые обучающиеся высказывают в адрес САМ.

Поощрения и взыскания членов САМ
Члены САМ поощряются за:


  • успехи в учебе;

  • победу и участие в учебных, творческих, спортивных конкурсах;

  • общественную деятельность.

Виды поощрений членов организации:


  • объявление благодарности на совете организации;

  • награждение почетной грамотой;

  • направление благодарственного письма родителям.

Виды наказаний членов организации:


  • выговор;

  • обсуждение поступка на совете САМ.

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.