Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Как обойтись без охранника в образовательном учреждении. Требования к мерам безопасности в школах. Какие требования предъявляет Законодательство РФ к охранным услугам

Как обойтись без охранника в образовательном учреждении. Требования к мерам безопасности в школах. Какие требования предъявляет Законодательство РФ к охранным услугам

В статье речь пойдет о мерах по обеспечению безопасности детей и работников школы: антитеррористической, внутренней, пожарной, охране труда, информационной безопасности.

Формирование безопасной образовательной среды предусматривает контроль над исправностью систем пожаротушения, электроснабжения, организацией охраны труда, антитеррористической, информационной и экологической защитой. Техника безопасности в школе предусматривает создание таких условий для обучения и работы, которые не будут угрожать жизни и здоровью учащихся и работников, обеспечат сохранность материально-технической базы учреждения.

Техника безопасности в школе: распределение обязанностей по направлениям работы

Обеспечение безопасности в школах предполагает комплексную защиту от аварийных и чрезвычайных ситуаций, аспектов, угрожающих сохранности жизни и здоровья, целостности имущества. Административная и юридическая ответственность за безопасность всех находящихся на территории образовательного учреждения людей лежит на директоре школы и его заместителях. Обязанности по обеспечению безопасности в школе могут распределяться следующим образом:

  • заместитель директора по АХЧ занимается вопросами электро- и пожарной безопасности, составлением и проведением инструктажей по безопасности в школе, проверкой наличия сопроводительной документации;
  • замдиректора по УВР берет на себя организацию охраны труда, а его коллега - педагог-организатор - может проводить профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • замдиректора по обеспечению безопасности, если такой имеется в штате, отвечает за антитеррористическую защиту, организацию контрольно-пропускного пункта, курирование охранных служб, работающих в учреждении. Он активно участвует во всех мероприятиях касательно безопасности всех участников учебно-воспитательного процесса. Иногда на эту должность приглашают бывших сотрудников силовых структур, профессионально владеющих навыками обеспечения безопасности.

Обеспечение безопасности в школе является частью единой системы безопасности образовательных учреждений России, создание которой регламентировано письмом Минобрнауки № 03-1423. Согласно нему, все педагогические работники должны проходить курсы повышения квалификации или подготовку для эффективного предотвращения террористических или других противоправных действий в образовательных учреждениях. Следовательно, в организации безопасности в образовательном учреждении должны быть привлечены все его сотрудники.

Для создания безопасной среды школы могут привлекать правоохранительные органы, частные охранные организации, органы местного самоуправления, использовать современные технические средства при условии, что работники учреждения, школьники и их родители знакомы с алгоритмом действий в чрезвычайных или аварийных ситуациях.

Инструктаж по безопасности в школе: принципы организации и проведения

Инструктирование новых и уже числящихся в штате работников - обязанность ответственных за это специалистов, непосредственных руководителей подразделений, представителей школьной администрации. Для проведения инструктажа по безопасности в школе приказом директора назначается ответственный работник либо же руководитель организации. В локальных актах школы регламентируют порядок проведения и виды инструктажа, с учетом специфики деятельности учреждения и регионального фактора разрабатываются программы вводного и первичного инструктажа для представителей разных профессий с учетом особенностей осуществления трудовых функций, а также вопросы к ним. Повторный инструктаж проводится по программе первичного, в целевой и внеплановый - в соответствии с актуальной темой. По каждому виду инструктажа оформляется специальный журнал, в котором делают отметки о дате проведения мероприятия, ответственном инструкторе и инструктируемых.

Алгоритм проведения инструктажей по охране труда в школе

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится в первый рабочий день для новых работников учреждений, а для учащихся - в начале четверти или триместра. Осуществляется по специально разработанной программе, после чего инструктируемые устно или письменно должны ответить на вопросы по теме, подтверждая полученные знания. В отдельных случаях, если работник не проходит проверку знаний, приказом директора его отстраняют от работы.

Вводное инструктирование работников, которые вышли из отпуска по уходу за ребенком или оказывают услуги по гражданско-правовому договору не проводится.

Первичный

Проводится непосредственно на рабочем месте специалиста (если несколько работников выполняют схожие задачи, может проводиться групповой инструктаж), учащихся инструктируют перед практическими и лабораторными занятиями. Продолжительность инструктирования и его содержание определяется утвержденной ранее программой. Если педагоги не используют в своей работе электрифицированное оборудование, не хранит и не применяет различные материалы, инструменты и сырье, первичный инструктаж по охране труда не проводится (должности и профессии таких сотрудников вносят в перечень освобожденных, а затем утверждают приказом руководителя).

С работниками организации-подрядчика, выполняющими трудовые функции на территории ОУ, вопросы охраны труда регулирует руководитель работ, что фиксируют при заключении договора.

Повторный

Реализуется по программам первичного проводится для тех, кто его (первичный) прошел. Осуществляется для закрепления знаний и навыков безопасных приемов работы. Если трудовые функции связаны с повышенной опасностью, инструктируют раз в три месяца, в остальных случаях - раз в полугодие. Допускается групповые мероприятия для специалистов, использующих однотипное оборудование или выполняющих смежные функции.

Внеплановый

Программа мероприятия составляется исходя из причины (чрезвычайного происшествия или аварии), которая требует его проведения. Лекции необходимы также в случае изменения законодательных норм, факторов, определяющих безопасность труда, новых требований надзорных органов.

Проводится в преддверии запланированного мероприятия или события по заранее сформированным и утвержденным программам. Актуален для работников, разово выполняющих работы, связанные с большим скоплением людей или повышенной опасностью (например, спортивные соревнования, развлекательные мероприятия).

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Пропускной режим - золотой стандарт обеспечения безопасности в школе, который позволяет контролировать посещения учреждения. В результате родители и прочие посетители могут попасть в школу только по согласованию с администрацией или по приглашению педагога при условии предъявления документа, удостоверяющего личность (без последнего во входе может быть отказано). В отношении школьников пропускной режим позволяет контролировать их местонахождение, чтобы дети приходили вовремя и находились в учреждении до окончания учебных занятий. В этом случае охранник на школьной вахте получает полный перечень педагогов, работников учебно-вспомогательного персонала, администрации, учащихся и лиц, которые допущены к охране школы.

Согласно положениям «Закона об образовании РФ», жизни и здоровье учащихся образовательных учреждений должны находиться под надежной защитой. Техника безопасности в школе предусматривает:

  • привлечение на договорной основе служб вневедомственной охраны или частных организаций, обеспечивающих охрану периметра и помещений школы;
  • наличие систем видеонаблюдения, сигнализации, достаточного освещения территории и ограждения по ее периметру, надежной входной двери и металлических решеток на первых этажах здания;
  • разработку локальных актов, регулирующих пропускной режим, график проведения инструктажей, должностные инструкции работников школы, назначение ответственных за обеспечение безопасности лиц.

Главными элементами внутренней безопасности являются пожарная и охранная сигнализации, оповещающие о несанкционированном проникновении на территорию школы и о возникновении очага пожара, требующего дымоудаления и пожаротушения. Дополнительным техническим средством служит тревожная сигнализации, используемая в случае возникновения чрезвычайной ситуации (срабатывает после нажатия тревожной кнопки на пульте охраны).

Системы видеонаблюдения преимущественно используются для контрольного просмотра территории образовательного учреждения, общих помещений, входной двери и помещений, в которых содержатся материальные ценности (оборудование, денежные средства). Все участники образовательных отношений должны быть проинформированы относительно ведения видеонаблюдения.

Специалисты утверждают, что обособленные технические средства безопасности уступают интегрированным, поскольку обеспечивают недостаточную оперативность реакции, увеличивают трудозатраты и перегрузку электросетей. Интегрированные системы, объединяющие аппаратно-программное оборудование систем контроля, охранного видеонаблюдения, а также тревожной, пожарной и охранной сигнализации одновременно задействуют все подсистемы, исключают влияние человеческого фактора и потенциальной ошибки в передаче сигнала.

Список мер, используемых для обеспечения безопасности, варьируется в зависимости от регионального, криминогенного аспекта, особенностей деятельности учреждения. Ежегодно перед началом учебного года контролирующие органы проверяют готовность школы к реализации учебно-воспитательной деятельности и обеспечению безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

Технику пожарной безопасности в школе регулируют ФЗ «О пожарной безопасности», «Правила противопожарного режима в РФ», а также обновленный ГОСТ Р 58202-2018. Работников ОУ допускают к выполнению трудовых функций только после прохождения обучения по обеспечению пожарной безопасности, для чего им необходимо получить минимум пожарно-технических знаний, согласно Нормам пожарной безопасности, утвержденным МЧС России, и пройти противопожарный инструктаж, который проводит назначенный руководителем ответственный работник. Последний назначается приказом руководителя без специальных требований, однако только после получения письменного согласия. Ответственный работник проходит обучения по программам пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа, чтобы впоследствии:

  • контролировать соблюдение норм пожарной безопасности, законодательных и нормативных актов и оперативно устранять обнаруженные недостатки;
  • проверять состояние помещений и территории, в особенности эвакуационных выходов, пожарных лестниц, оконных проемов, оснащенность учреждения системами оперативного реагирования и пожаротушения, наличие информационных щитов не только в помещениях, но и по периметру;
  • держать на контроле наличие и исправность средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения (пожарных щитов, огнетушителей, источников противопожарного водоснабжения и прочего);
  • разрабатывать локальные акты и инструктажи о мерах пожарной безопасности, проводить обучение по обеспечению пожарной безопасности.

Практика проведения эвакуационных мероприятий (тренинги для учащихся по оперативному реагированию в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций), а также инструктаж по технике безопасности в школе для работников - ключевые профилактические меры обеспечения пожарной безопасности. В целом низкий уровень пожарной безопасности в быту требует систематической профилактической работы с учащимися и педагогами. Пожаробезопасное поведение и наличие навыков поведения при пожаре у детей и взрослых возможны только посредством современного материально-технического оснащения учреждения, качественной подготовки кадров и сотрудничества с органами социальной защиты, пожарной охраны и здравоохранения.

Программа инструктирования работников школы предусматривает знакомство учебно-вспомогательного персонала и педагогов с:

  • принципами содержания помещений и территории, эксплуатации оборудования и зданий;
  • требованиями пожарной безопасности, алгоритмом действия при пожаре;
  • методиками оказания доврачебной помощи;
  • правилами вызова службы пожаротушения, а также использования автоматических и ручных средств пожаротушения.

Инструкции по технике пожарной безопасности в школе актуальны для всех работников независимо от должности, стажа работы и имеющегося образования. Ознакомление сотрудников с правилами пожарной безопасности осуществляется в несколько этапов.

Вид инструктажа

Характеристика

Проводится ответственным за пожарную безопасность работником или руководителем учреждения с сезонными или командированными работниками, практикантами и вновь принимаемыми в штат. Ознакомление осуществляется по утвержденным программам, разработанным на основании действующих норм, правил и стандартов пожарной безопасности. В ходе составления материала и вопросов для вводного инструктажа стоит опираться на Нормы пожарной безопасности, утвержденные МЧС РФ.

Для повышения эффективности лекционного мероприятия его проводят с использованием учебно-методических материалов, наглядных пособий и оборудования. По завершению ознакомительного мероприятия осуществляют проверку теоретических знаний и практических навыков, делая соответствующие отметки в журнале учета инструктажа.

Первичный

Проводится ответственным работником (руководителем структурного подразделения) перед началом выполнения новых трудовых функций, после перевода на новую должность, с вновь принятыми специалистами, сезонными и временными сотрудниками, практикантами и рабочими строительного профиля. Для проведения ознакомительного мероприятия используется утвержденная программа, составленная в соответствии с нормативными требованиями и нормами. Первичное инструктирование проводится в индивидуальном порядке с каждым сотрудником в отдельности, что позволяет отработать правила оказания первой помощи, эвакуации, использования средств пожаротушения и алгоритм действий при возгорании.

Повторный

Осуществляется со всеми работниками образовательного учреждения независимо от должности, обязанностей, возраста и стажа не реже, чем раз в год по утвержденному руководителем графику. Проводится в индивидуальной или групповой форме на рабочем месте по программе первичного инструктирования. Повторное ознакомительное мероприятие необходимо для проверки умения пользоваться средствами пожаротушения, знания систем оповещения, путей эвакуации, правил и стандартов пожарной безопасности.

Внеплановый

Проводится по заранее утвержденному графику руководителем или ответственным специалистом в том случае, если:

  • в образовательном учреждении было модернизировано оборудование, влияющее на обеспечение пожарной безопасности;
  • изменились правила и нормы пожарной безопасности, были изданы новые локальные нормативные акты;
  • были обнаружены случаи нарушения правил пожарной безопасности либо же работники продемонстрировали неудовлетворительные знания правил пожарной безопасности;
  • сотрудник по уважительной причине отсутствовал на работе свыше 30 дней (например, после летнего отпуска);
  • в регионе были случаи пожаров и аварий в образовательных учреждениях.

Актуален в случаях, указанных в п.28 Норм пожарной безопасности, утвержденных МЧС РФ. Чаще всего целевой инструктаж проводится накануне проведения массовых мероприятий, экскурсий в образовательном учреждении, выполнения разовых огневых или иных работ, угрожающих пожарной безопасности. Осуществляется на рабочих местах задействованных в предстоящих мероприятиях (работах) сотрудников по программам первичного инструктажа с обязательной проверкой

Благодаря системной работе с коллективом школы становится возможным беспрерывное обучение школьников принципам пожаробезопасной жизнедеятельности. Работа осуществляется путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения с огнем, предотвращения пожароопасных ситуаций, осознанного выполнения правил пожарной безопасности, для чего в школе используются не только педагогическое воздействие, но также задействуется техническое и учебно-методическое оснащение, средства наглядности, тренировочные площадки и специально оборудованные помещения.

Информационная безопасность детей в школе

Безопасная образовательная среда в образовательном учреждении предполагает не только защиту от возгораний или физического неправомерного проникновения, но также формирование безопасного информационного пространства и приобщение учащихся к практике использования интернет-среды исключительно в познавательно-образовательных целях. Реализация техники информационной безопасности в школе для учащихся обеспечивает защиту их духовного, психического и нравственного здоровья от опасной информации, распространяемой посредством глобальной сети.

В рамках подготовки образовательного учреждения к началу учебного года в школе важно:

  1. Составить и утвердить локальные акты, регулирующие принципы информационной безопасности. Ключевым является норматив, регламентирующий контроль систем фильтрации контента в учреждении, и типовой акт проверки. Не менее важен приказ о правилах использования средств мобильной связи с выходом в интернет (смартфонов и планшетов) в стенах школы.
  2. Внести коррективы в должностные инструкции педагогических работников, указав в них необходимость осуществления контроля над доступом учащихся к опасным информационным каналам и контенту.
  3. Приказом директора назначить ответственного работника за безопасный доступ в глобальную сеть (в обязательном порядке к приказу прилагается должностная инструкция, включающая эти трудовые функции). Отправить педработников на курсы повышения квалификации для получения навыков безопасного использования интернет-пространства.
  4. Разработать план мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, план профилактической работы с родителями, на информационных стендах и на официальном сайте школы разместить инструкции по безопасному поведению в интернете, чтобы каждый участник образовательных отношений мог скачать правила техники безопасности в школе.

Ответственным за кибербезопасность в школе стоит назначить сотрудника, который имеет достаточно полномочий и доступ к информационным ресурсам. Чаще всего эти обязанности возлагают за замдиректора, который:

  • занимается разработкой локальных нормативных актов, регулирующий обеспечение инфобезопасности учащихся;
  • предоставляет педработникам электронные доступы к электронным информационным ресурсам учреждения, принимая заявки учителей, планирует использование интернет-пространства;
  • контролирует использование интернет-ресурсов в школе, включая систематическую проверку программных продуктов и оборудования, реализации методических рекомендаций относительно обеспечения инфобезопасности;
  • регулярно повышает квалификацию по профилю, соблюдает трудоохранные нормы, правила техники безопасности и использования глобальной сети.

Для обеспечения кибербезопасности учащихся целесообразно создать в образовательном учреждении соответствующий коллегиальный орган из числа педработников, представителей родительской общественности, органов власти и общественных организаций. Совет по информационной безопасности будет осуществлять мониторинг эффективности ограничительных мер (системы контентной фильтрации или СКФ), принятых для фильтрации контента, доступного для школьников. Члены совета должны участвовать в обучающих мероприятиях, чтобы в дальнейшем оказывать методическую поддержку педработникам по вопросам защиты учащихся от потенциально потенциально опасного контента.

В учебных кабинетах, в которых открыт доступ в глобальную сеть, следует разместить инструкции по кибербезопасности при использовании интернет-ресурсов. Целесообразно также не только проводить регулярные инструктажи и просветительскую работу среди учащихся (осуществляется в рамках занятий по ИКТ и информатике, тематических мероприятий, разработки памяток, квестов цифровой грамотности, внеурочной деятельности, классных часов и родительских собраний по инфобезопасности), но также:

  • установить системы контентной фильтрации;
  • проводить мониторинг знаний родительской и педагогической общественности относительно принципов безопасного поведения в сети, защиты от сетевого мошенничества и негатива, незаконного распространения и получения информации;
  • отслеживать актуальные изменения в законодательных актах;
  • систематически проверять библиотечный фонд на наличие текстовых или графических знаков возрастного ограничения на печатных изданиях, программах, фото- и кинопродукции;
  • рекомендовать посещение курсов повышения квалификации классным руководителям, учителям-предметникам, использующим интернет-ресурсы, воспитателям, ответственным за кибербезопасность.

СКФ в школе может быть реализовано посредством использования внешнего или локального фильтрующего сервера, отсеивания ресурсов через оператора связи либо же установить ограничения на ПК и маршрутизаторе Wi-Fi. Независимо от принципов контроля контента, все интернет-ресурсы попадают либо в «черный список», куда относят запрещенные для учащихся инфопотоки, либо в «белый список», сформированный из реестра безопасных образовательных сайтов (перечень запрещенной и ограниченной к распространению информации можно найти в ст. 5 ФЗ №436).

Антитеррористическая безопасность в школах

Антитеррористическая защищенность участников образовательных отношений является одной из ключевых обязанностей директора школы и правоохранительных органов в связи с участившимися случаями террористических угроз. В учреждении из представителей учебно-вспомогательного персонала, заместителя директора и начальника штаба ГО создается школьная антитеррористическая комиссия. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров.

Инструктаж по технике антитеррористической безопасности в школе проводит назначенный приказом руководителя инструктор, который составляет программу обучения, использует специальные средства (презентации, плакаты, информационные стенды, интерактивные доски, аудиовизуальные данные), фиксирует результаты в журнале учета и регулярно проводит контрольные мероприятия. Инструктором чаще всего назначают работника, уже отвечающего за ЧС или ГО, обладающего необходимыми навыками и регулярно проходящего курсы повышения квалификации.

Порядок проведения инструктажа по антитеррористической защищенности не утвержден на федеральном уровне, потому образовательные учреждения вправе самостоятельно разработать этот документ. График инструктирования составляется сроком на один учебный год. В нем отражают виды, темы и целевую аудиторию лектора (педагоги, учащиеся или родители). Ввиду отсутствия законодательного регулирования этого вопроса, администрация школы самостоятельно определяет виды инструктажей и их периодичность. Нередко директора ограничиваются вводным мероприятием, повторяя его только для освежения знаний работников, в случае внесения изменений в законодательство или повышения уровня террористической опасности. Целевое инструктирование следует проводить накануне массовых мероприятий. Относительно графика проведения обучения директору следует уточнить степень подверженности учреждения террористическим угрозам в местном отделе ФСБ, а также принять во внимание положения муниципальных и региональных актов.

Образец договора

Договор № ___
об оказании услуг по обеспечению контрольно-пропускного режима
в общеобразовательной организации

г. □□□□□□□□□ «__» _______ 201□ г.

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «□□□□□□» (в дальнейшем – Исполнитель) в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава и лицензии № □□□, выданной ГУВД МВД РФ по Свердловской области от «□□» □□□□□□ 20□□г. (□□ № □□□□□□), с одной стороны, Некоммерческое партнерство «Родительский комитет средней общеобразовательной школы № □□□» (в дальнейшем – Заказчик) в лице председателя □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с другой стороны, и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № □□□» (в дальнейшем – Потребитель) на основании лицензии (серия □□ № □□□□□□) регистрационный № □□□, выданной ___________ на срок □□□, в лице директора □□□ □□□ □□□, действующего на основании Устава, с третьей стороны, заключили в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей» настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель организует, а Заказчик оплачивает обеспечение контрольно-пропускного режима в здании школы (далее – объект), в которой размещается Потребитель, охрану объекта от проникновения посторонних лиц, а также видеоконтроль за территорией, закрепленной за школой (далее – территория).

1.2. Исполнитель обязуется оказать Потребителю услуги в соответствии с режимом, установленном в приложении 1 к настоящему договору.

1.3. Система дислокации контрольно-пропускных постов, видеонаблюдения, пропускной режим в объекте устанавливаются Потребителем, а обеспечиваются Исполнителем в соответствии со схемой, установленной в приложении 2 к настоящему договору.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Исполнителя:

2.1.1. Исполнитель обязан:

2.1.1.1. Для организации контрольно-пропускного режима в объекте обеспечить сменное дежурство своих сотрудников (охранников), единовременно в количестве □□ человек, из числа имеющих специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.

2.1.1.2. Контролировать состояние здоровья своих сотрудников, заступающих на дежурство на объекте, на предмет наличия заболеваний и состояния алкогольного или наркотического опьянения, а в случаях их выявления – оперативно обеспечить замену данного сотрудника.

2.1.1.3. Обеспечить допуск в объект:

а) учащихся и персонал школы в учебный период, указанный в приложении 1 к настоящему договору, а также в отдельные периоды, установленные отдельными письменными распоряжениями Потребителя;

б) родителей (законных представителей) при предъявлении ими приглашения классного руководителя учащегося, либо представителя администрации Потребителя и документа, подтверждающего личность;

в) представителей органов управления образованием, сотрудников правоохранительных и иных государственных или муниципальных органов при предъявлении ими служебных удостоверений;

г) представителей сторонних организаций при наличии у них пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.4. Вести журнал учёта посторонних посетителей объекта, в который вносятся сведения о посетителе, цели и времени его посещения.

2.1.1.5. Не допускать внос габаритных грузов в объект и вынос из него материальных ценностей, принадлежащих Потребителю, без наличия соответствующего пропуска, подписанного представителем администрации Потребителя.

2.1.1.6. Не допускать в объект посторонних лиц, принять меры к выяснению их личности, цели присутствия, а в случае подозрения или сопротивления принять меры к задержанию и вызову наряда полиции.

2.1.1.7. Осуществлять визуальное и видеонаблюдение помещений объекта и территории, а в случае наблюдения противоправных действий или обнаружения лиц, чьё поведение вызывает подозрения о намерениях их совершить, вызывать наряд полиции.

2.1.1.8. Обеспечивать охрану правопорядка при проведении Потребителем массовых мероприятий для учащихся в объекте или на территории (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.1.1.10. Письменно уведомить местный отдел лицензионно-разрешительной работы УМВД РФ об открытии им контрольно-пропускного пункта в объекте.

2.1.2. Исполнитель имеет право:

2.1.2.1. Останавливать на контрольно-пропускном пункте объекта учащихся или лиц из числа посетителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вызывая в первом случае представителей администрации Потребителя, во втором – наряд полиции.

2.1.2.2. Вызывать представителя администрации Потребителя при возникновении конфликтных ситуаций между охранниками и учащимися или посетителями для их разрешения.

2.2. Права и обязанности Потребителя:

2.2.1. Потребитель обязан:

2.2.1.1. Оборудовать для сотрудников Исполнителя контрольно-пропускной пункт на основном входе объекта с системой поэтажного и наружного видеонаблюдения, телефоном и «тревожной кнопкой», связанной с ближайшим отделением полиции.

2.2.1.2. Организовать подконтрольность для Исполнителя использования всех вспомогательных и запасных выходов из объекта.

2.2.1.3. Установить режим вноса и выноса материальных ценностей в объекте.

2.2.1.4. Извещать заблаговременно Исполнителя о проведении в объекте или на территории массовых мероприятий для учащихся и их родителей (торжественные линейки, родительские собрания, дискотеки, концерты и др.).

2.2.2. Потребитель имеет право:

2.2.2.1. Осуществлять контроль за работой сотрудников Исполнителя и отстранять их от дежурства, известив об этом Исполнителя, в случаях нахождения последних на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо превышения служебных полномочий.

2.2.2.2. Изменять или дополнять систему видеонаблюдения в случаях выявления проблемных участков в объекте или на территории.

2.3. Права и обязанности Заказчика:

2.3.1. Заказчик обязан:

2.3.1.1. Своевременно вносить плату за услуги, предоставленные Исполнителем, в размере указанном в п. 4.1 настоящего договора.

2.3.1.2. В случае возникновения проблем, связанных с недостатком средств, собранных с родителей учащихся и необходимых для текущей оплаты услуг, предоставляемых Исполнителем, своевременно сообщать об этом Потребителю.

2.3.2. Заказчик имеет право:

2.3.2.1. Контролировать качество услуг, предоставляемых Исполнителем.

2.3.2.2. В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору по согласованию с Потребителем инициировать досрочное расторжение настоящего договора.

3. Порядок принятия услуг

3.1. Услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Потребителем при условии представления Исполнителем письменного отчёта о выполненных услугах по согласованной сторонами форме и подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.

3.2. Предоставление отчета и подписание акта приема-сдачи за календарный месяц осуществляется в срок не более 3-х дней после окончания отчётного периода.

3.3. После подписания Потребителем услуг акта приёма-сдачи информация об этом доводится до сведения Заказчика и является основанием для оплаты услуг.

4. Цена договора и порядок расчётов

4.1. Цена договора составляет □□□□□□ (□□□□□) рублей в месяц и включает в себя компенсацию издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.

4.2. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на расчетный счёт Исполнителя, указанный в договоре, в срок не более 3-х банковских дней со дня принятия услуг.

4.3. По согласованию между Исполнителем и Заказчиком допускается выплата аванса в размере не более □□% цены договора.

4.4. В случае задержки оплаты услуг, оказываемых Исполнителем, в сроки, указанные в п. 4.2 настоящего договора, Заказчик выплачивает пени за каждый день задержки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5. Срок действия договора и его досрочное прекращение

5.1. Срок выполнения услуг устанавливается сторонами с «□□» □□□□□□ 201□ г. до «□□» □□□□□□ 201□ г.

5.2. По истечении срока договор каждый раз будет продлеваться автоматически на один год со дня истечения срока, если ни одна из сторон не уведомит в письменной форме другую сторону о прекращении договора не менее чем за 3 дня до окончания текущего срока действия договора.

5.3. Досрочное прекращение договора происходит в случаях:

5.3.1. При аннулировании лицензии Исполнителя на охранную деятельность.

5.3.2. По инициативе Заказчика или Потребителя при систематическом неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем своих обязательств по настоящему договору.

5.3.3. По инициативе Исполнителя при возникновении задолженности в оплате за оказанные услуги более 3-х месяцев.

6. Ответственность сторон

6.1. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определяется в соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ, регламентирующими возмездное оказание услуг. При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает Исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена Заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки.

6.2. Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за вред, нанесённый учащимся школы посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.3. Исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Потребителю по вине сотрудников, осуществляющих охрану объекта, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим Законодательством РФ:

– за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома на объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами, в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств;

– за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств.

6.4. При наличии заявления Потребителя о причиненном ущербе ответственные представители Исполнителя обязаны участвовать в определении размера этого ущерба. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами, материалами следственных органов и суда, расчётом стоимости поврежденных, уничтоженных или похищенных материальных ценностей, составленным с участием Исполнителя.

6.5. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо уничтожения или повреждения имущества вследствие пожара или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством.

Возмещение причиненного ущерба производится Исполнителем по представлению Потребителем постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установивших вину работников, осуществляющих охрану объекта.

6.6. Исполнитель не несет ответственности:

  • за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения Потребителем обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего договора;
  • за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями и авариями в сетях коммунальных служб;
  • за имущественный ущерб, причиненный учащимися и персоналом школы, находящимися в помещениях объекта в учебный период.

6.7. Стороны освобождаются от ответственности и от полного или частичного исполнения своих обязательств по настоящему договору в случае возникновения общепринятых обстоятельств непреодолимой силы, а также других событий, находящихся вне разумного контроля сторон и препятствующих выполнению сторонами своих обязательств.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры сторон, которые могут возникнуть при исполнении договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров, которые проводятся по письменному уведомлению любой из сторон в трёхдневный срок и оформляются протоколом. Стороны не вправе уклоняться от переговоров.

7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров в течение одного месяца стороны вправе обратиться в арбитражный суд.

8. Особые условия и заключительные положения

8.1. В случае начала процедуры аннулирования лицензии на охранную деятельность Исполнитель обязуется незамедлительно уведомить об этом Заказчика и Потребителя.

8.2. Договор составлен в 3-х (трех) экземплярах, по одному из которых находится у каждой из сторон.

9. Подписи и реквизиты сторон

Исполнитель Заказчик Потребитель

Приложение 1
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Контрольно-пропускной режим
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № □□□»

1. Охрана объекта и видеонаблюдение за территорией осуществляется Исполнителем круглосуточно, ежедневно, начиная с 00 часов «□□» □□□□□□ 201□ г. до 24 часов «□□» □□□□□□ 201□ г.

2. Контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы осуществляется в период:

  • понедельник – пятница - с 07 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин.
  • суббота - с 07 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.
  • в периоды, выходящие за указанные выше временные рамки, пропуск в объект осуществляется на основании письменного разрешения (пропуска), подписанного представителем администрации Потребителя.

3. В каникулярные дни контрольно-пропускной режим входа-выхода учащихся и персонала школы устанавливается распоряжением Потребителя, которое заблаговременно доводится до сведения Исполнителя.

Приложение 2
к договору № □□
от «□□» □□□□□□ 201□ г.

Схема
установки контрольно-пропускного поста и параметров видеонаблюдения

В данном приложении к договору изображается поэтажная схема здания школы и план закрепленной за школой территории с указанием расположения контрольно-пропускного поста, запасных и технических выходов и места установки камер видеонаблюдения и зона их обзора.

Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

К делу №2-182/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.03.2013 г. Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жеребор С.А.

при секретаре Смирновой Н.В.

с участием помпрокурора Овсянникова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия выразившегося ненадлежащем проведении организационных мероприятий по обеспечению защиты объекта образовательного учреждения и возложения обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района и обязать МБОУ устранить в полном объёме допущенные нарушения.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Кавказского района. В соответствии со ст. . Закона № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» - образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 ст. Закона № 3266-1, учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

р е ш и л:

1. Признать незаконным бездействие МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района, Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер призванных осуществлять физическую защиту объекта образовательного учреждения.

2. Отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении требования о возложении обязанности на МБОУ СОШ №13 ст. Дмитриевской Кавказского района, Краснодарского края устранить в полном объёме допущенные нарушения путём заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией имеющей соответствующую лицензию.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29.03.2013 г.

Судья: Жеребор С.А.

Суд:

Кавказский районный суд (Краснодарский край)

Истцы:

ПРОКУРОР КАВКАЗСКОГО РАЙОНА В ИНТ. неопределённого круга лиц

Прокуратура требует от директоров школ частную охрану. В надзорном органе считают, что в образовательных учреждениях нашего города нет гарантии полной безопасности.

Так чьи интересы отстаиваются?

По результатам проверки соблюдения закона «О противодействии терроризму» прокуратура пришла к выводу: школы № 1, 3, 4, 5, 10, 11, две вторые школы, а также начальная школа-детсад № 14 не имеют надлежащей охраны.

В них за безопасность детей отвеча-ют бабушки-вахтёры, которые не только не обучены действиям в чрезвычайных ситуациях, но и отпор непрошеным го-стям вряд ли дадут, - считает помощник прокурора Александр Васильев. - Требо-вание заключить договоры с охранными предприятиями руководители школ вос-приняли в штыки, ссылаясь на нехватку денег.

Все директора перечисленных выше школ получили представления за подпи-сью прокурора города Евгения Шумихи-на об устранении нарушения законода-тельства о противодействии терроризму. Однако педагоги с оценкой «неуд», кото-рую им выставила прокуратура, катего-рически не согласны.

Закон «Об образовании» действи-тельно требует создания безопасных условий для обучения, но в нём нет ни строчки о том, что мы обязаны выстав-лять у входа профессиональную охрану, - говорит директор начальной школы № 2 Надежда Жилинская. - Наша школа, как и все другие, оборудована системой видео-наблюдения и к тому же огорожена забо-ром по всему периметру. А бдительные вахтёры добросовестно ведут в журналах записи посетителей и не пускают в зда-ние посторонних.

Перед началом учебного года провер-ку школ на предмет антитеррористиче-ской защищённости провела полиция. Начальник межмуниципального отдела МВД России «Кыштымский» Юрий До-брецкий потребовал от руководителей школ оборудовать входные группы ка-мерами видеонаблюдения. На эти цели из местного бюджета незамедлительно было выделено 200 тысяч рублей. Сегод-ня во всех школах ведётся круглосуточ-ное видеонаблюдение. Кроме того, охра-ну зданий в ночное время осуществляют сторожа. У каждого из них под рукой есть тревожная кнопка, по сигналу кото-рой на место оперативно прибудет на-ряд вневедомственной охраны. На слу-чай экстренного вызова каждая школа ежемесячно платит 1700 рублей. У вахтё-ров, которые работают в дневную смену, также есть доступ к тревожной кнопке.

Я не согласна, что в наших учреж-дениях образования ненадлежащая охрана, - сказала нашей газете началь-ник управления по делам образования Светлана Попинако. - Мы с юриста-ми изучили всю законодательную базу на этот счёт и убедились, что ни один нормативный акт не содержит прямой нормы об обязательности заключать договоры с частными охранными пред-приятиями.

Министр образования крайне удивлён

В Кыштымском округе лицензии на оказание такого рода услуг имеют част-ные предприятия «Купол», «Алмаз» и «Варяг», а также отдел вневедомствен-ной охраны при МВД России. Стоимость варьируется от 80 до 178 рублей за один час. Круглосуточная охрана объекта будет ежемесячно обходиться в сумму от 57600 рублей до 128 тысяч, а за год потребуется от 691200 рублей до полутора миллионов. Теперь умножьте эти цифры на количе-ство школ. В нашем округе их 12. Ежегод-но за круглосуточную охрану нужно бу-дет платить «Алмазу» восемь миллионов 976 тысяч, «Куполу» десять миллионов 920 тысяч, «Варягу» 12 миллионов 355 тысяч, а отделу вневедомственной охра-ны - 19 миллионов 968 тысяч рублей. По-нятно, что местному бюджету такие рас-ходы не потянуть.

Я и не настаиваю на том, чтобы ли-цензированные охранники появились в школах уже с завтрашнего дня, - возра-жает Александр Васильев. - В бюджете на текущий год эти расходы, конечно, не были заложены, но их нужно предусмо-треть с учётом формирования бюджета на следующий, 2016 год.

Даже если мы уволим всех вахтёров, уберём тревожные кнопки и расторгнем договоры об экстренном вызове, у нас не наберётся и половины той суммы, кото-рая требуется для оплаты услуг охранных организаций, - резюмирует Попинако.

За комментарием я обратилась в ми-нистерство образования и науки Челя-бинской области. Как оказалось, министр Александр Кузнецов не знал о том, что кыштымские школы оказались в столь непростой ситуации.

Из вашего города ко мне по этому поводу ещё никто не обращался, - ска-зал в телефонном разговоре Александр Игоревич. - Но сразу отвечу: в данном случае требования прокуратуры неза-конны. За пять лет работы в должности министра образования я не припомню, чтобы в каком-нибудь муниципалитете прокуратура настаивала на заключении договоров между школами и именно частными охранными предприятиями.

Николай Николаевич ФОМИН, директор охранного предприятия «Купол»:

С 2004 года в дневное время мы берём под охрану школу № 13. Наши услуги ей одной не по карману, поэтому часть расходов ложится на родителей. Охрана не раз выдворяла из здания посторонних, в том числе и нетрезвых родителей, которые приходили с намерениями устроить разборки.

Острый вопрос: охрана в школе

Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся не понимают ее необходимости и не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.

Безопасность

Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за жизнь и здоровье наших детей?

На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».

Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.

Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:

1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.

2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.

4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.

5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.

6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.

7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.

8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.

9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.

10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.

11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".

Юридический аспект

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.

Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?

Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.

Финансовый аспект

Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.

Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) - договор - расчетный счет - отчет использования денежных средств.

Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.

Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг разрешен правильно.

Лариса Сергеевна Кузнецова,

классный руководитель 6 а класса