Юридический портал о недвижимости

Юридический портал о недвижимости

» » Процессуальные основы производства осмотра. Виды осмотров. Процессуальная специфика производства осмотра места происшествия и жилища. Осмотр труппа и эксгумация. Процессуальный порядок осмотра места происшествия Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающ

Процессуальные основы производства осмотра. Виды осмотров. Процессуальная специфика производства осмотра места происшествия и жилища. Осмотр труппа и эксгумация. Процессуальный порядок осмотра места происшествия Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающ

1. В целях непосредственного обнаружения, выявления и фиксации различных материальных объектов и следов на них, а также выяснения обстановки происшествия и установления иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания производится осмотр места происшествия.

2. При необходимости для участия в осмотре места происшествия могут быть приглашены потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель и защитник. С целью получения помощи по вопросам, которые нуждаются в специальных познаниях, следователь для участия в осмотре места происшествия может пригласить специалистов различных отраслей знаний.

3. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра места происшествияи по поручению следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших уголовное преступление либо проступок, либо по организации преследования подозреваемых по горячим следам, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных уголовных преступлений и (или) проступков, ликвидации иных последствий происшествия.

4. В случае невозможности своевременного прибытия следователя осмотр места происшествия по его поручению может быть произведен сотрудником органа дознания.

5. Осмотр места происшествия, являющегося жилищем или иным объектом, находящимся в собственности или ином праве, производится с согласия проживающих в нем лиц.

В случае если проживающие в жилище или ином объекте лица возражают против осмотра либо являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими заболеваниями, принудительный осмотр места происшествия должен быть проведен на основании решения следственного судьи. В случае отказа в даче разрешения осмотр места происшествия не производится.

6. При наличии обстоятельств, не терпящих отлагательств, связанных с необходимостью спасения жизни людей или имущества либо непосредственным преследованием лица, в отношении которого имеется обоснованное подозрение в совершении преступления и (или) проступка, осмотр места происшествия в жилище или ином объекте, находящихся в собственности или ином праве, может быть произведен на основании постановления следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания без получения решения следственного судьи. В этом случае следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания в установленном порядке в течение 24 часов с момента начала осмотра уведомляют следственного судью о производстве следственного действия. К уведомлению прилагается копия протокола осмотра места происшествия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, следственный судья в течение 24 часов в порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса, проверяет законность произведенного осмотра места происшествия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если следственный судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе осмотра места происшествия, признаются недопустимыми в соответствии с частью 4 статьи 82 настоящего Кодекса.

7. При осмотре места происшествия, являющегося жилым помещением или иным объектом, должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители органа местного самоуправления.

8. Осмотр места происшествия, являющегося помещением организации, производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре места происшествия об этом делается запись в протоколе.

9. Осмотр места происшествия в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через уполномоченный государственный орган. При производстве осмотра места происшествия обязательно присутствие прокурора и представителя уполномоченного государственного органа.

10. Осмотр следов преступления и (или) проступка и иных обнаруженных предметов проводится на месте происшествия. В случаях если для его производства требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания, зафиксированы с помощью фото-, видеосъемки на месте осмотра и доставлены в другое удобное для осмотра место. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу и (или) делу о проступке. При этом в протоколе осмотра места происшествия указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

11. Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть зафиксировано с помощью фото-, видеосъемки и предъявлено участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе.

12. Лица, участвующие в осмотре места происшествия, вправе обращать внимание следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания на все то, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела, а также имеют право делать заявления, которые подлежат занесению в протокол осмотра.

13. Следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания имеют право запретить любому лицу покидать место осмотра происшествия до его окончания и совершать любые действия, которые мешают проведению осмотра.

14. Повторный осмотр того же места происшествия может быть проведен в следующих случаях:

1) когда прокурором либо руководителем следственного подразделения дано в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении повторного осмотра места происшествия;

2) когда условия первоначального осмотра места происшествия были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта;

3) когда после первоначального осмотра места происшествия могут быть получены новые сведения;

4) в случае если первоначальный осмотр места происшествия проведен некачественно;

5) в случае передачи уголовного дела и (или) дела о проступке от одного следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания другому.

Статья 166. Осмотр вещественных доказательств

1. Предметы, обнаруженные при осмотре места происшествия, изъятые при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента или других следственных действий, либо представленные по требованию следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания физическими, юридическими лицами, подлежат осмотру по правилам статьи 165 настоящего Кодекса.

2. После осмотра указанные предметы могут быть признаны в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса вещественными доказательствами.

О признании предмета вещественным доказательством и приобщении его к делу следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания выносят постановление, в котором также должен быть решен вопрос об оставлении вещественного доказательства в деле или сдаче его на хранение владельцу или иным лицам, организациям.

3. Порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам и (или) делам о проступках следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания определяется в соответствии со статьями 88, 89 настоящего Кодекса.

Статья 167. Осмотр трупа

1. Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с соблюдением требований статьи 165 настоящего Кодекса и с участием судебно-медицинского эксперта. Если участие эксперта окажется невозможным, то привлекается иной специалист в сфере медицины. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться также и другие специалисты.

2. Наружный осмотр трупа не заменяет и не исключает последующего назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы.

3. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию, дактилоскопированию и изъятию образцов ткани для последующего установления личности трупа.

4. В случае необходимости проведения дополнительного либо повторного осмотра трупа участие судебно-медицинского эксперта обязательно.

5. Заявления граждан об опознании умершего, сделанные в процессе осмотра трупа, заносятся в протокол данного следственного действия с последующим допросом заявителя в качестве свидетеля, что не исключает дальнейшее предъявление трупа для опознания другим лицам.

Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.

Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.

ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.

ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).

Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).

На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.

Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .

Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .

В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.

Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.

В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).

Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).

После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.

Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).

О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).

В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).

Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.

Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .

Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).

Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).

Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).

Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.

Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).

Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.

Эффективность осуществления осмотра места происшествия во многом зависит от соблюдения основных принципов уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ), на которых и должно основываться производство осмотра места происшествия.

К основным принципам осмотра места происшествия относятся:

Принцип законности. Осмотр производится в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Нарушение этих требований влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств (ст. 7 УПК РФ «Законность при производстве по уголовному делу»).

Принцип своевременности. Осмотр производится сразу после получения сообщения о происшествии, т.е. как только в нем возникла необходимость. Именно своевременность позволяет обеспечивать максимальную сохранность обстановки на месте происшествия и объектов, находящихся там. Сотрудники органов внутренних дел обязаны реагировать незамедлительно на любой сигнал о происшествии.

Принцип уважения чести и достоинства личности. В соответствии с требованиями ст. 9 УПК РФ «Уважение чести и достоинства личности» в ходе осмотра запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина. Следователь (дознаватель) обязан разъяснять всем участникам осмотра места происшествия их права, обязанности и ответственность, обеспечивать возможность осуществления этих прав. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве»).

Принцип единого руководства. Данный принцип позволяет вести осмотр планомерно, избегать несогласованности действий участников осмотра, обеспечить полноту, объективность и качество его производства. Руководитель осмотра места происшествия организует его участников, распределяет обязанности между ними, контролирует выполнение поставленных задач. Принцип единого руководства не допускает хаотичного передвижения и бесцельного перемещения предметов, составляющих вещную обстановку места происшествия.

Принцип полноты и всесторонности. Обнаруженные на месте происшествия следы и любые материальные объекты, имеющие отношение к событию преступления, должны быть выявлены, зафиксированы и исследованы в необходимом объеме, а также надлежащим образом должны быть отображены в протоколе осмотра места происшествия и приложениях к нему: фототаблице, плане, схеме, зарисовке (ст. 166, 167 и 180 УПК РФ).

Принцип объективности. Данный принцип предполагает отражение в протоколе осмотра и в средствах фиксации обстановки места происшествия только тех фактических данных, которые непосредственно восприняты следователем (дознавателем), участвующими в осмотре экспертом, специалистом, понятыми, то есть в том виде (месте, объеме, размере, взаиморасположении относительно иных предметов обстановки и т.д.), в котором они обнаружены. Принцип заключается в обнаружении, фиксации, предварительном исследовании и изучении. Объективность осмотра позволяет подвергнуть всесторонней проверке любой обнаруженный факт, исключая предвзятость и субъективность оценок.

Принцип активности требует от участников осмотра места происшествия действовать активно и настойчиво, принимая меры к обнаружению следов преступления. От активности и целеустремленности действий участников осмотра, их упорства зависит быстрота раскрытия преступления, а также выявление значимой информации.

Принцип методичности означает применение оптимальных для осмотра методов, приемов и средств, то есть тех, которые наиболее эффективны в данном случае. При этом учитывается специфика осматриваемой местности и объекта. К принципу методичности относится и соблюдение очередности действий, и рациональное использование технико-криминалистических средств, тактических приемов и помощи специалиста. Помощь специалистов может заключаться в консультировании участников осмотра места происшествия, в обнаружении, фиксации и изъятии следов и объектов, а также в их описании и оценке.

Принцип моделирования. Следователь (дознаватель) и иные участники осмотра места происшествия в ходе осмотра места происшествия воссоздают механизм совершенного преступления, предполагаемых действий преступников и потерпевших, исходя из первоначальной вещной обстановки места происшествия, наличия и локализации имеющихся следов. Моделирование позволяет осуществить целенаправленный поиск следов, наметить пути розыска преступников и объектов, выдвинуть версии, наметить программу дальнейшего расследования и определения следственных действий и тактических операций.

Еще по теме 1.2. Принципы производства осмотра места происшествия:

  1. §4. Особенности производства отдельных следственных действий 4.1. Осмотр места происшествия
  2. Особенности тактики производства осмотра места происшествия по фактам мошенничества, совершенного в сфере кредитования физических лиц

Феофанова Ю.В., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

С действий, связанных с обследованием места происшествия и следов преступления, а также объектов, имеющих связь с событием преступления, начинается расследование практически каждого уголовного дела, в процессе которого реализуются знания криминалистической тактики как наиболее значимого института следственной деятельности, что значительно проблематично осуществлять в условиях чрезвычайной ситуации. Особенностям проведения данных действий и посвящена статья.

Эволюция понятия тактики в дальнейшем происходила преимущественно за счет изменения его содержания. Если, например, А.Н. Васильев отнес к содержанию тактики следственные версии, планирование расследования, привлечение общественности к расследованию преступлений, взаимодействие между органами предварительного следствия и дознания, тактику оперативно-розыскных мероприятий и т.д., то А.И. Винберг включил сюда ее логические и психологические основы, тактические основы криминалистической идентификации, применение криминалистической техники и пр.

Структура осмотра места происшествия, осуществляемого в условиях чрезвычайной ситуации, может быть представлена следующими этапами и стадиями:

  1. Подготовительный этап. Специфика данного этапа состоит в том, что подготовка к осмотру места происшествия подразделяется на две части - стадии до выезда на место происшествия и непосредственно на месте происшествия.

До выезда на место происшествия могут иметь место:

а) стадия уяснения данных о характере происшествия, условиях и обстановке, в которой придется проводить осмотр места происшествия;

б) предварительная стадия обеспечения безопасности участников осмотра места происшествия. На данной фазе подготовительной стадии основная задача оперативных служб ОВД (разумеется, при взаимодействии с оперативными службами МЧС) - идентификация (т.е. распознавание и количественная оценка) возможных негативных воздействий опасных и вредных факторов начальной ситуации. К основным мероприятиям, осуществляемым в связи с этим, относятся: во-первых, прогнозирование развития чрезвычайной ситуации - метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и др., посредством развертывания системы наблюдения и разведки; во-вторых, определение возможных мероприятий защиты - подготовка средств экстренной эвакуации или укрытия в защитных сооружениях (при необходимости); в-третьих, подготовка средств индивидуальной защиты, предназначенных для исключения попадания внутрь организма, на кожу и одежду химически опасных и биологически вредных веществ. Это средства защиты органов дыхания, специальные защитные одежда и обувь. Кроме того, должны быть подготовлены медицинские средства индивидуальной защиты, предназначенные для профилактики и оказания первой помощи пострадавшему. Они включают вещества, ослабляющие или предотвращающие воздействие на организм человека токсичных веществ или ионизирующих излучений, противобактериальные средства, а также средства частичной санитарной обработки и обеззараживания;

в) стадия организации охраны места происшествия;

г) стадия определения круга участников осмотра места происшествия. Опуская основное содержание данной стадии, которое подробно рассматривается в исследовательской части, отметим, что в условиях чрезвычайной ситуации привлечение с учетом характера опасности в качестве специалиста представителя оперативных служб МЧС следует считать обязательным;

д) стадия подготовки и проверки готовности необходимых технических и иных средств. В типичных ситуациях при производстве осмотра места происшествия применяется стандартный универсальный комплект технико-криминалистических средств. Вместе с тем в условиях чрезвычайности нельзя исключить необходимость применения специального инструментария, гидравлических устройств, специальных приспособлений, применяемых, например, для преодоления завалов, преград, возникших в результате разрушений, и др.

Непосредственно на месте происшествия. По прибытии следственно-оперативной группы на место осуществляемые действия характеризуются следующими стадиями:

а) стадия обеспечения безопасности участников следственного осмотра и лиц, причастных к происшествию;

б) стадия выяснения первичной информации об обстоятельствах происшествия;

в) стадия обеспечения взаимодействия участников.

  1. Рабочий этап подразделяется на общий и детальный осмотр.
  2. Заключительный этап включает в себя стадию фиксации хода и результатов осмотра, стадию упаковки, изъятия и удостоверения следов и иных вещественных доказательств, стадию оценки результатов осмотра места происшествия. Специфика данных стадий, связанная с условиями чрезвычайности, заключается в следующем.

Необходимость проведения экспертизы после осмотра места происшествия в условиях чрезвычайной ситуации возникает в случаях, когда для разрешения насущных вопросов расследования важно исследовать не только отдельные вещественные доказательства, но и обстановку места происшествия, объекты, которые не могут быть доставлены с места происшествия в лабораторию из-за громоздкости или вследствие опасности искажения или порчи следов при транспортировке и т.д. Очевидно, что данная обстановка, а также целостность объектов позднее будут видоизменены в связи с устранением либо исчезновением факторов чрезвычайной ситуации.

В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство в части предоставления возможности назначения и производства судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела в связи с чрезвычайной ситуацией. Понятно, что без этого практически невозможно реализовать рекомендации о производстве экспертизы на месте происшествия параллельно с его осмотром, а также эффективно использовать передвижные экспертно-криминалистические лаборатории. Без этого не может быть объектом экспертного исследования и место происшествия, когда условием достоверности заключения является его исследование в первоначальном, неизменном виде.

Следственный осмотр - процессуальное действие, предусмотренное ст. 176-178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

От того, насколько криминалистические грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49..

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

  • 1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;
  • 2. выявить и изъять следы совершенного преступления;
  • 3. установить возможные источники получения других доказательств;
  • 4. получить информацию для выдвижения следственных версий;
  • 5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;
  • 6. проверить другие источники доказательств по делу Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25..

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). - Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170..

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2006. - С.125..

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.7..

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени Уголовный процесс: Учебник /Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Кнорус, 2007. - С.342.. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2006. - С.145.

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра.

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно Яблоков Н. П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2006. - С.140..

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118..

Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.

Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.

Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. - С.234..

Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.23..

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.

Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.

Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:

  • 1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;
  • 2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.

Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.

Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.

Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.

Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:

  • 1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • 2. производство обыска и (или) выемки в жилище;
  • 3. производство личного обыска;
  • 4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • 5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
  • 6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.

Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).

УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.

Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.

УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.

Цель данного уведомления - проверка законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.

Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.

Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.